Красоте и мужеству – поклон…
Имя этого святого стало синонимом стойкости и мужества. На Руси его почитали как покровителя воинов и – невест… Его образ часто использовали в отечественной геральдике, и историческая связь современного герба России с ним несомненна.
Речь идёт, конечно же, о Георгии Победоносце – или Георгии-змееборце, одном из самых почитаемых христианских святых. И обратиться к его образу нам позволяет необыкновенно красивая икона из музейной коллекции – «Чудо Георгия о змие». Её создание относится к XIX веку; это прекрасный образец так называемых «северных писем» — произведений русской иконописи, происходящих с севера и известных с середины XIX века.
В глухих озерных и лесных углах русского Севера иконописью нередко занимались как побочным ремеслом представители белого и черного духовенства, посадские жители и даже крестьяне. Работая в одиночку и будучи лишены профессиональной выучки и среды, они не могли конкурировать с новгородскими иконописцами, но ориентировались чаще всего именно на новгородские памятники. Северные письма ценны тем, что в них зачастую можно обнаружить воспроизведения иконографических схем, восходящих к более ранним образцам и позволяющих реконструировать почти исчезнувшие художественные явления. «Чудо Георгия о змие» принадлежит к числу самых популярных сюжетов древнерусской иконописи. Для истолкования одного из самых ранних вариантов иконописного сюжета выдающийся русский учёный-фольклорист Владимир Пропп в своей работе «Змееборство Георгия в свете фольклора» предлагает обратиться к редкому духовному стиху-песне о Егории Храбром и Елизавете Прекрасной.
Его сюжет сводится к тому, что в некотором фантастическом языческом городе или царстве (град Антоний, Рахрынь-город, царство Арапинское и др.) живут царь и царица. По гневу господню, без всякого внешнего повода бог насылает на город страшное бедствие. Появляется «поедучая змея», которая требует на пожирание каждый день по человеку. Жители обращаются к своему царю, и он предлагает, чтобы жертва ежедневно определялась по жребию. Жители принимают такое предложение. Но вот жребий выпадает на царя… Царь советуется с женой, как ему спастись, и та предлагает ему вместо себя отправить на жертву их дочь Елизавету. В большинстве вариантов песни она не той веры, что ее родители, она христианка.
Свою дочь царь с царицей обманывают, снаряжая ее будто к венцу. Но Елизавета все понимает. Ее ведут к морю или озеру, в котором обитает змей, и оставляют там. В дальнейшем песня повествует, что мимо того места, куда приведена царевна, на белом коне проезжает Георгий. Георгий — воин, который после ратных подвигов возвращается домой. Он выспрашивает девушку и остается около нее, чтобы спасти ее от змея… Примечательно, что в стихе-песне как такового сражения нет: Георгий не убивает змея, а укрощает его. Он произносит над чудищем заклинание или ударяет его своим «скипетром», и змей полностью смиряется, побежденный внутренней силой героя. Далее Георгий предлагает Елизавете снять свой пояс. Пояс этот он обматывает вокруг шеи змея, а конец его дает ей в руку. Они возвращаются к дому родителей Елизаветы, Георгий на коне ее сопровождает — и как раз этот момент запечатлен в сюжете прекрасной новгородской иконы первой половины XIV века, хранящейся ныне в собрании Русского музея (г. Санкт-Петербург).
Широко известен ещё один вариант иконографии, лаконично представляющий только самого Георгия в виде всадника, поражающего копьем змия.
В более позднее время иконописцы всё же отдают предпочтение развернутым композициям с подробным изображением всех деталей Сказания: спасенной принцессы, которая ведет усмиренное чудовище, города, на стенах которого представлены его жители во главе с правителем, а также пещеры или озера, где прятался дракон.
Таким образом, неизвестный мастер XIX века, создавший икону, ныне представленную в коллекции ТХМ , сочетал сразу два иконографических канона. В центре он изобразил восседающего на великолепном белом коне Георгия, который повергает чудище, пронзая его копьём; справа – спасенную царевну, на дальнем плане – царя с царицей. Икона пленяет чистым звучанием красок, гармонично сложенной композицией, идеей торжества добра над злом.
Кем же был этот прекрасный храбрый воин, столь вовремя подоспевший на выручку царевне?
Согласно преданиям, Георгий служил в армии римского императора Диоклетиана, который правил с 284 по 305 годы. Когда в Риме начались гонения на христиан, Георгий, происходивший из богатой семьи, раздал свое наследство бедным. Несмотря на выдающуюся службу, в 303 году за исповедание христианства Георгия казнили после жестоких пыток. По версии византийских писаний, молитвы помогали святому пережить восьмидневные пытки. Например, копья стражей ломались, раны исцелялись, а яд и огонь не вредили ему… Ставший образцом стойкости и мужества Георгий, победивший ужасное зло, был настолько любим русским народом, что «приглашался» украшать отечественные монеты и гербы разных уровней. Так, в Великом Новгороде, впервые на Руси стали чеканить монеты с изображением всадника с копьем — впоследствии их стали называть копейками.
А в 1722 году граф Ф. М. Санти, заложивший основы русской геральдики, даёт описание государственного герба, согласно которому чёрный двуглавый орёл помещался в золотом поле, а на груди орла находился Московский герб — в красном поле святой Георгий на серебряном (белом) коне, поражающий копьём чёрного змия.
С 1720—1730-х годов в описаниях гербов и инструкциях по их составлению всадник государственного герба официально именуется святым Георгием. В 1781 году при императрице Екатерине II утверждались гербы городов Московской губернии: «Город Москва, имеет старый герб. Святый Георгий на коне, <…> как в средине Государственного герба, в красном поле, поражающий копием чёрного змия».
Если говорить о наших днях, то в Федеральном конституционном законе «О Государственном гербе Российской Федерации», подписанном президентом России В.В. Путиным 25 декабря 2000 года, даётся следующее описание гербового всадника: «На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона»; т.е. в официальной современной интерпретации закона главный всадник страны не является прямым изображением Георгия Победоносца. Однако же ассоциативные и исторические связи с образом святого всё же очевидны для всякого заинтересованного и внимательного ока…