Дорогие друзья, предлагаем вам познакомиться с творчеством художников Беларуси — участников Великой Отечественной войны, чьи произведения хранятся в собрании Национального центра современных искусств. Сегодня в собрании Центра находится 162 произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, исполненных художниками-фронтовиками.
 
Вы увидите работы народных художников Беларуси Л.Д. Щемелёва, П.В. Масленикова, В.А. Громыко,
Е.А. Зайцева, заслуженные деятелей искусств Беларуси А.С. Бархаткова, Н.М. Воронова, П.С. Крохолева, А.А. Малишевского и других.
 
Отдельного внимания заслуживает живописное полотно «Без вести пропавшие» народного художника Беларуси, Героя Беларуси, участника Великой Отечественной войны М.А. Савицкого. Картина, созданная в 1990-м году, позволяет проследить философский подход художника к трактовке событий войны.
 
Исключительно интересны произведения, посвященные героям Великой Отечественной войны, а также работы белорусских авторов на антивоенную тематику. Это графика народного художника Беларуси А.М.  Кашкуревича, живопись М.Ф. Чепика, В.Т. Гордеенко, Х.М. Лившица, работы народного художника Беларуси В. П. Шаранговича из цикла «Памяти огненных деревень» и другие произведения.

Совершить заочную экскурсию по Национальному центру современных искусств Республики Беларусь и познакомиться с творчеством художников-фронтовиков можно, пройдя по ссылке

а

а

а

а

а

а

Поддерживая творческую инициативу коллег из НЦСИ, в рамках проекта «Напишу небо мирным», предлагаем вашему вниманию нашу виртуальную выставку-повесть «В строю художники-солдаты».

Глава первая

Графика военных лет из собрания Таганрогского художественного музея

В бой идут одни «старики»

«Не комбат, не майор, не полковник,

Твое имя – художник-солдат…

Отмахал ты большой треугольник –

Ростов –

Берлин –

Ленинград.

Не спускай боевые флаги –

Ты к победам на фронте привык.

И теперь плюнь на все передряги

Выше голову, выше, «старик»!

Эти строки принадлежат замечательному художнику Александру Дмитриевичу Романычеву — российскому и советскому живописцу, графику и педагогу, Народному художнику РСФСР, профессору Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.  Художнику — и военно-морскому лётчику! В годы Великой Отечественной войны он был одним их тех, кто, рискуя  жизнью, взмывал в небо — небо, которое так любил…

А.Д. Романычев. Фото военных лет.

Источник: электронный ресурс «Память народа. 1941-1945»

«… какое счастье распластаться навзничь в луговой траве, и, ощущая затылком твердь земли, улетать глазами высоко в синь неба, — делился художник с Н. Громовым[1]. —  Там среди облаков выискивать сказочные образы…».

О своем детстве художник писал так: «Я родился на Волге, в небольшой деревушке – Русские Горенки (бывшей Симбирской губернии), в крестьянской семье – 18 сентября 1919 года… Нелегким был мой путь в живопись и нескорым. Помню, как мальчишкой самозабвенно рисовал угольком по белым бокам русской печи, как получил в подарок от отца настоящие кисти и краски с непривычными теперь названиями – «кармин», «кость слоновая жженая», «ламповая копоть». Тюбики были уже изрядно выдавленные и засохшие, и все же они принесли мне много радости…»

А.Д. Романычев. Детское фото.1923-1924

Источник: персональный сайт  художника[2]

В музейном архиве сохранилось письмо художника. В нем — теплый ответ Александра Дмитриевича на просьбу научного сотрудника рассказать о себе: «Смею надеяться, что я не случайный человек для Ростовской области и для Таганрога… детские и юношеские годы я провел в Ростове-на-Дону. Там же окончил училище им. М.Б. Грекова[3] у Александра Михайловича Черных — прекрасного человека и художника…»

Ростов-на-Дону. Художественное училище

(А.Д. Романычев — в центре в верхнем ряду)

Источник: персональный сайт  художника

Учебу в училище прервал  призыв в армию, а после грянула война…

«Война застала меня в Днепропетровске курсантом Высшей авиационной школы, — вспоминал художник. Первые полеты на боевых самолетах. Обучение на легендарном теперь штурмовике «ИЛ-2»… Стал я летчиком. Там, в вышине, редкой была романтика, чаще – будничная летная работа: бомбить и стрелять по целям врага. Поныне сердце хранит память о погибших товарищах…»

В нашем собрании представлена уникальная коллекция рисунков, созданных Романычевым в годы войны. «Быстрые» карандашные портреты обладают удивительной притягательностью; они выдают симпатию художника к его героям, передавая живое человеческое тепло, участие, желание «ухватить» подаренное судьбой знакомство.

Так, один из листов замечательной графической серии назван «Саша Терехов». Рисунок, производящий необыкновенно живое впечатление, снабжен авторскими надписями. Одна из них — «Саша Терехов 1942 г.», очевидно, исполнена сразу по завершении этого портрета. А вот вторая появилась уже в конце войны: «курсант-летчик погиб на Балтике в 1944 г.»

А.Д. Романычев (1919-1989)

Саша Терехов. Из серии рисунков военных лет. 1942 г.

Бумага, карандаш. 22х31,5

Замечательный поисковый ресурс «Память народа. 1941-1945» помог нам узнать, что гвардии младший лейтенант Александр Георгиевич Терехов — наш земляк, ростовчанин (место рождения: г. Ростов-на-Дону, Н. Поселок, ул. Пестеля, 11). Родился Саша в 1921 году — значит, на рисунке Романычева он изображен в возрасте 21 года, спустя год после призыва.

Молодой летчик служил в 8 Феодосийском гвардейском штурмовом авиационном полку; согласно данным донесения о безвозвратных потерях, он погиб 20.07.1944 года в Эстонии.

Источник: электронный ресурс «Память народа. 1941-1945»

Благодаря ресурсу, отыскались фотографии лейтенанта Барабаша — Бориса Гавриловича Барабаша, уроженца Луганска (Ворошиловграда), служившего вместе с Романычевым в 3-м Военно-морском авиационном училище; службу он завершил 8 октября 1955 года.

Фотографии лейтенанта Б.Г. Барабаша

Источник: электронный ресурс «Память народа. 1941-1945»

Взгляд лейтенанта, четкий рисунок густых бровей угадываются в беглом карандашном  наброске Романычева, который художник подписал кратко: «Б.Барабаш».

А.Д. Романычев (1919-1989)

Барабаш. Из серии рисунков военных лет. 1940-е годы.

Бумага, карандаш.16,1х27,2

Исключительно интересен портрет командира звена — Леонида Петровича Короткова.

А.Д. Романычев (1919-1989)

Старший лейтенант Коротков. Из серии рисунков военных лет. 1945 г.

Бумага, карандаш. 28,9х20,4

Его имя мы видим в списке личного состава 3 Военно-Морского авиационного училища, награжденного медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Источник: электронный ресурс «Память народа. 1941-1945»

Источник: электронный ресурс «Память народа. 1941-1945»

В списке награжденных его фамилия значится под номером 204, летчика-инструктора Романычева —  под номером 365, а под номерами 392 и 168 — фамилии героев ещё двух карандашных рисунков, находящихся в нашем собрании — Садкова Николая Фёдоровича, командира звена (его образу уделено большее внимание), и Кирсанова Константина Гавриловича, подполковника (здесь — снова беглый набросок, передающий, тем не менее, твердый, решительный характер военного, обладающего строгими, волевыми чертами лица). Правда, на рисунке Романычева Кирсанов — ещё майор, как явствует из подписи художника.

А.Д. Романычев (1919-1989)

Н.Садков. Из серии рисунков военных лет. 1945 г.

Бумага, карандаш. 11,7х16,5

А.Д. Романычев (1919-1989)

Майор Кирсанов. Из серии рисунков военных лет.1941-1945 годы.

Бумага, карандаш. 16х27,2

В этом же списке 426-м значится Иван Фёдорович Ткаченко – младший лейтенант, летчик-инструктор. Его Романычев изобразил в полный рост, в непринужденной позе. Несколько менее подробно исполнен портрет капитана Новикова, запечатленного, согласно надписи на листе, непосредственно после полета – а потому с верным крылатым другом за спиной…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

А.Д. Романычев (1919-1989)Летчик-инструктор И.Ткаченко. Из серии рисунков военных лет. 1946 г.

Бумага, карандаш. 12,8х19,7

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

А.Д. Романычев (1919-1989) Командир 1-го отряда капитан Новиков. Из серии рисунков военных лет. 1943 г. Бумага, карандаш. 19,5х28,2

Молодой удалью полнится портрет Николая Андреевича Семерникова, который оказался нашим земляком — уроженцем станицы Семикаракорской (х. Страхова) Ростовской области. Это нам подсказал и уже упомянутый замечательный ресурс «Память народа», и прекрасный сайт движения «Бессмертный полк», где страничку капитана Семерникова заполнила его внучка, Анна Николаевна Филина.

А.Д. Романычев (1919-1989)

Старший лейтенант Семерников. Из серии рисунков военных лет. 1944 г.

Бумага, карандаш. 19,3х27,5

«Первый орден он получил в 19 лет, — пишет Анна Николаевна о своем дедушке, — а пятый — после войны в 1952-м, когда, охраняя границы Родины, на истребителе МИГ-15 сбил шведский самолёт-нарушитель «Каталина», над нашими водами в Балтике. «Сталинский сокол» — так о нём писали в газетах».

Приведены на страничке капитана Семерникова и воспоминания его супруги, Марии Николаевны: «Он был очень добрым человеком. Даже когда он сбил «Каталину», то он не расстрелял прыгнувшего с парашютом пилота, этот шведский шпион позднее нашёл Николая Андреевича и звал его в гости, но он отказался (Зачем я поеду в гости к врагу?)».

Чудесный фотоснимок еще раз подтверждает замечательную зоркость глаза художника Романычева, сумевшего передать характер добродушного красавца-летчика, офицера Балтийского флота.

Капитан Н.А. Семерников

Источник: официальный сайт движения «Бессмертный полк»

Слог посвященной ему статьи в газете советской поры так трогательно и душевно передают настроение и дух эпохи — это ведь тоже своего рода портрет…

Источник: официальный сайт движения «Бессмертный полк»

В конце войны Александр Дмитриевич Романычев служил в Таганроге. Здесь им было исполнено несколько замечательных рисунков.

Так, два портрета В.К. Матющенко датированы 4 февраля 1946 года.

А.Д. Романычев (1919-1989)
Портрет В.К. Матющенко (Мысли у печки). Из серии рисунков военных лет. 1946 г.
Бумага, карандаш. 17х22,7
А.Д. Романычев (1919-1989) Портрет В.К. Матющенко. Из серии рисунков военных лет. 1946 г. Бумага, карандаш. 20,4х28,8

Сайт «Память народа» представил майора Виктора Карловича Матющенко как ровесника Романычева (родился 3 сентября 1919 года), уроженца Краснодарского края Адыгейская АО, Шовгеновский р-н, с. Штурбино), служившего вместе с Александром Дмитриевичем в 3-м Военно-морском авиационном училище военно-морских сил и окончившего службу в феврале 1958 года.

А вот два фотоснимка Виктора Карловича:

Источник: электронный ресурс «Память народа. 1941-1945»

В январе победного 1945 года художнику в Таганроге встретилась трогательная пара Друзей, которую он запечатлел в  теплом рисунке, нежно «подсвеченном» пастелью.

А.Д. Романычев (1919-1989)

Друзья. Из серии рисунков военных лет. 1945 г.

Бумага, карандаш, пастель. 16,5х19

В победном 1945-м году художник, находясь в Таганроге, исполнил и автопортрет, снабженный выразительной надписью «Похмелье».

А.Д. Романычев (1919-1989)

Автопортрет (Похмелье). Из серии рисунков военных лет. 1945 г.

Бумага, карандаш. 10,5х16

Работы Александра Дмитриевича Романычева, принадлежащие к серии рисунков военных лет, были переданы в музейную коллекцию вдовой художника, Ириной Григорьевной Романычевой, в 2006 году.

Историю своего знакомства с горячо любимым мужем она вспоминала с невероятной нежностью: «…давно, через четыре дня после окончания войны с Германией, 13 мая 1945 года мы впервые встретились. Это был четвертый день после приезда в Гагры. Его ошеломила красота южной природы в период цветения декоративных и плодовых деревьев, своеобразие местных абхазский строений, окруженных величественными кипарисами. Он нарисовал в этот день прекрасный гагринский пейзаж, в котором ощущается искреннее восхищение художника. Для меня это изображение стало знаковым. В этот день он меня, ученицу 9-го класса средней Гагринской школы увидел впервые — на сцене в школьном спектакле по чеховскому «Предложению». После спектакля мы познакомились, и он чуть ли не в первый вечер признался в любви.
С этого дня и до конца его пребывания в Доме отдыха летчиков (28-го мая), мы расставались только на пять-шесть часов для короткого сна».[4]

А.Д. Романычев с женой Ириной. 1957 г.

Источник: персональный сайт  художника

Любовь озаряла творчество художника на протяжении всей его жизни. Однако же, при желании, его карандаш, его перо могли быть остры, словно штыки — и в нашем собрании есть рисунки Романычева, которые выступают ярким тому подтверждением.

К штыку приравнен карандаш…

Работа Романычева под названием «Уж снова годовщина» исполнена тушью; время её создания — 1943-1944 годы.  6 карикатурных изображений, каждое из которых сопровождается стихотворным текстом, складываются в единую историю…

А.Д. Романычев (1919-1989)

«Уж снова годовщина». Из серии рисунков военных лет.1943-1944 годы.

Бумага, тушь,перо.18,8х31,2

«Уж снова годовщина

Три вояки-сына

Не стучатся у ворот…

Ни письма, ни телеграммы,

Ни посылок папе с мамой

Вот так, извините, новый год!!»

Этими строчками художник предлагает зрителю взглянуть на пожилую немецкую пару, сидящую за скудно накрытым столом рядом с портретами трех сыновей; на каждом портрете – траурная лента.  На стене – ещё один портрет; это шаржированное изображение Гитлера.

Три следующих рисунка раскрывают незавидную судьбу каждого из трех сыновей – Вилли-танкиста, Фрица-пилота и Ганса-пехотинца, сраженных советскими воинами.

Последний рисунок сопровождается такими строками:

Вместо разговоров слышен шум моторов

Батюшки, никак опять налет!

Где бы нам скорей укрыться

Понадежней «заземлиться»

Ох!.. Какой «веселый»

                     новый год!

Сюжет этого рисунка идейно близок к замыслу графического произведения «Наш подарок Гитлеру» работы легендарных Кукрыниксов, также принадлежащего к собранию Таганрогского художественного музея.

Кукрыниксы

Наш подарок Гитлеру. Из серии «Политическая сатира».1941 г.

Бумага, гуашь, тушь. 28,7х39,8

Работа  «Наш подарок Гитлеру» датирована июлем 1941 года. Она посвящена событиям первых месяцев войны, когда советские военно-воздушные силы наносили удары по военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника.

Легендарные плакатисты — действительные члены АХ СССР, народные художники СССР, Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000) — помогали поддерживать боевой дух советских солдат в течение всей войны.

Кукрыниксы в дни поездок на фронт

Для работы над этим произведением художники использовали тушь и гуашь; работа была передана в музейную коллекцию Министерством культуры РСФСР в 1986 году.

Созданием плакатов занимался и ещё один художник-фронтовик Константин Михайлович Молчанов (1906-1980) —  коренной москвич, выпускник знаменитого ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА, один из первых членов Московского областного Союза советских художников (МОССХ), педагог-ветеран Московской средней художественной школы (МСХШ). Художник прошел в годы Великой Отечественной войны долгую, трудную дорогу от Москвы до Берлина. 

Фотография из семейного архива Молчановых

К.М. Молчанов (сидит слева) с однополчанами. 1943

Фотография из семейного архива Молчановых

К.М. Молчанов (справа) возле самолета Дважды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба на выставке «Боевой путь 16-й Воздушной армии». 1945

Фотография из семейного архива Молчановых

С октября 1941года до призыва в армию в июле 1942 года Константин Михайлович работал в знаменитой мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС», где трудиться приходилось практически круглосуточно. Эскизы плакатов создавались в кратчайшие сроки – в соавторстве с литераторами. Здесь ему очень пригодились знания, полученные им во Вхутемасе, который он окончил в качестве художника-технолога полиграфической промышленности.

Автор стихов М.А. Левашов

Бумага, гуашь, тушь 83,8 × 81,7; 72,1 × 81,5 Собственность семьи художника

Боевой путь Молчанова начался в июле 1942-го, когда его направили на фронт под Сталинград. Вот как пишет о Константине Михайловиче автор статьи «Художник на войне»[5] Татьяна Волкова: «На долгие месяцы он стал рядовым бойцом в орудийном расчете 45-миллиметровой противотанковой пушки. Во время вражеских атак каждый из шести человек практически ничем не защищенного расчета мог быть ранен или убит, поэтому подносчику снарядов Молчанову пришлось научиться заряжать и наводить орудие. В этом деле ему пригодились точный глазомер художника и знание перспективы. Подбить быстро двигавшийся вражеский танк удавалось с расстояния примерно в 200 метров. Недаром солдаты называли пушку «Прощай, Родина!». Окопы для укрытия рыли саперными лопатками, нередко сами перетаскивали орудие…»

В собрании Таганрогского художественного музея находится интересный рисунок Молчанова под названием «Расчет противотанковой пушки» («Танки противника слева»), исполненный художником в Польше в 1944 году.

К.М. Молчанов (1906-1980) Расчет противотанковой пушки (Танки противника слева). 1944 г. Бумага, карандаш. 37,3х39

Изображение художник сопровождает подробной надписью, где не только перечисляет героев рисунка, но и называет их боевые награды. Командир орудия — гвардии сержант Райденко Алексей Александрович, награжденный медалью «За отвагу» и удостоенный ордена Славы (художник называет ордена III и II степени; согласно данным ресурса «Память народа. 1941-1945», в 1945 году сержант был награжден и орденом Славы I степени, а также получил ещё 2 медали – «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»). Наводчик – гвардии рядовой Борисенко Яков Прокофьевич, награжденный медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II  степени.  Заряжающий – гвардии рядовой Углава Давид Ясонович («Память народа» приводит сведения о награждении Давида Ясоновича, уроженца Цхалтубского района Грузинской ССР, орденом Отечественной войны II степени в апреле 1945 года).  Командир взвода – гвардии лейтенант Курбатов Николай Дмитриевич, награжденный медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды (а в марте 1945 года, согласно данным электронного ресурса, и орденом Красного Знамени).

Дорогая Муся

Благодаря рисунку, мы можем взглянуть на события Великой Отечественной и её героев глазами художника, а благодаря сохранившемуся письму Молчанова[6], датированного 28 октября 1942 года и отправленного из Сталинграда, и услышать его голос с передовой: «Милая, дорогая Муся, ну как я живу? День и ночь нахожусь на воздухе, ночуем то в поле, то в лесу, с утра до утра с короткими перерывами не прекращается артиллерийский грохот, стрельба, налеты, обстрел. Успешно наступаем. Жалею, что не могу работать художником…».

Это письмо художник писал своей жене, Марии Петровне Молчановой. Константин Михайлович был прилежным корреспондентом – и именно его аккуратность позволила разрешиться ужасному недоразумению, узнать о котором позволил всё тот же замечательный ресурс «Память народа. 1941-1945».

Оказалось, что 29 ноября 1942 года Константин Молчанов ошибочно был внесен в список пропавших без вести – в строке 27-й:

Источник: электронный ресурс «Память народа. 1941-1945»

 О том, что Константин Михайлович пропал без вести, надлежало сообщить  Марии Петровне. Её  пригласили в районный комиссариат, где она … предъявила свежее письмо от мужа! Вот он, документ, подтверждающий этот факт:

Источник: электронный ресурс «Память народа. 1941-1945»

Хотя в письме к супруге Молчанов сожалеет о том, что не может работать  художником, и в этом качестве он поработал  всё-таки замечательно – не только как художник, но и как документалист эпохи. В собрании Таганрогского художественного музея находятся интереснейшие портреты, исполненные Константином Михайловичем. Необыкновенно выразительны образы радистки и лейтенанта авиации Рыбицкого; подкупает бесхитростным выражением симпатичного молодого лица портрет раненого бойца.

К.М. Молчанов (1906-1980)  Девушка-ефрейтор, радистка. 1944 г.   Бумага, уголь. 39,5х32,5    
К.М. Молчанов (1906-1980) Гвардии лейтенант В.Рыбицкий. 1945 г. Бумага, уголь. 74х54
К.М. Молчанов (1906-1980)   Раненый боец. 1944 г. Бумага, карандаш.46х32    
  К.М. Молчанов (1906-1980) Портрет участника битвы за Москву. Г.И. Хетагуров. Бумага, карандаш. 49х33   

А вот исполненная в Польше в 1945 году работа «Участник битвы за Москву. Г.И. Хетагуров» снабжена не только перечнем наград портретируемого, но и подписью  самого Георгия Ивановича Хетагурова, который в начале войны был полковником, а в конце — генерал-лейтенантом.  

Вот только малая часть боевого пути Хетагурова, с которым предлагает ознакомиться ресурс «Память народа»:

С мая 1944 г. Г. И. Хетагуров командовал 82-й гвардейской стрелковой дивизией. В составе 29-го гвардейского стрелкового корпуса 8-й гвардейской армии 3-го Украинского фронта она вела бои по расширению буторского плацдарма на западном берегу р. Днестр. В июне дивизия в составе армии была выведена в резерв Ставки ВГК и передислоцирована по ж. д. в район севернее нас. пункта Антонувка, где вошла в подчинение 1-го Белорусского фронта. В его составе участвовала в Белорусской, Люблин-Брестской наступательных операциях. Затем ее части вели ожесточенные бои на мангушевском плацдарме, после чего перешли к обороне на рубеже городов Богушкув, Грабув, Залесны.  

В январе 1945 г. дивизия участвовала в Варшавско-Познанской наступательной операции, в ходе которой успешно прорвала оборону противника в районе г. Гегенув (Польша), вышла в район севернее г. Лодзь и 19 января овладела городом. 23 января дивизия подошла к г. Познань и в течение месяца штурмовала город. После ликвидации северной группировки противника она была переброшена в район Познани и совместно с другими соединениями армии штурмом овладела этим городом. За умелое руководство боевыми действиями дивизии и проявленные при этом мужество и героизм Г. И. Хетагурову было присвоено звание Героя Советского Союза. //

23 апреля части дивизии ворвались в столицу Германии и к рассвету 2 мая вышли к Рейхстагу, после чего совместно с войсками 3-й ударной армии полностью очистили Рейхстаг от противника. Представляя генерала Г. И. Хетагурова к награждению второй медалью «Золотая Звезда», командующий армией генерал-полковник В. И. Чуйков писал: «Хетагуров показал высокую организованность, напористость при прорыве, стремительность при преследовании и смелость при штурме. Хетагуров применял смелые маневры, не опасаясь оторваться от соседей и остаться с открытыми флангами. Правильно организовывал бой, оценивал обстановку и разгадывал замысел противника. В Берлине части корпуса в течение семи дней вели ожесточенные уличные бои, преодолевая и штурмуя укрепления противника. Благодаря личной храбрости, геройству и отваге части корпуса решили сложные боевые задачи».

Продолжение следует…


[1]     Николай  Николаевич  Громов (1940-2020) — петербургский искусствовед, профессор кафедры  литературы  и искусства РГСИ; автор монографии «Александр Дмитриевич Романычев», изданной в 1991 году.

[2]     URL:https://alexandr-romanychev.ru/

[3]     Ростовское художественное училище имени М.Б Грекова — старейшее художественное учебное заведение на юге России, ведущее отсчет своей истории с 1895-1896 годов и продолжающее работу сегодня.

[4]«Александр Дмитриевич Романычев. Художник, педагог, общественный деятель». С-Пб. 2010г. 

[5] URL: https://www.tg-m.ru/articles/2-2015-47/khudozhnik-na-voine

[6] URL: https://www.tg-m.ru/articles/2-2015-47/khudozhnik-na-voine