Главная / Новости / Вирсавия. Только тем виновата, что собой хороша…

Вирсавия. Только тем виновата, что собой хороша…

А.А. Калашников (1947-2012)
«Вирсавия»
2004 г.

Сегодня мы приглашаем вас в творческий мир Анатолия Калашникова.

Анатолий Александрович Калашников (1947-2012) — свердловский художник, педагог. Выпускник живописно-педагогического отделения Свердловского художественного училища в 1970-м, в 1980-е —   преподаватель в училище композиции и живописи. С 1972 г. —  участник отечественных и зарубежных художественных выставок. С 1980г.  – член Союза художников России, лауреат премии Г.С. Мосина «за весомый вклад в развитие изобразительного искусства Урала и Сибири».

Отдавая предпочтение монументальной живописи, принимал участие в декоративном оформлении общественных зданий Свердловска. 10 лет — с 1989 по 1990 —  работал над созданием огромнейшего полотна «Перегон скота в штате Монтана» (высотой до десяти метров, длиной до ста метров), содержащего сюжеты, связанные со всей четырехсотлетней историей США, и   получившего высокую оценку многих представителей художественной общественности и, в частности, Эрнста Неизвестного.

Большую известность принесли художнику его произведения на библейские и мифологические сюжеты. Одно из них- «Вирсавия», исполненное в 2004 году. Оно было подарено Таганрогскому художественному музею главой металлургической компании Д.А. Пумпянским (г. Москва). Работа традиционно обращает на себя внимание музейных посетителей, вызывая неизменный интерес.

Обратившись к образу одной из известных библейских героинь, художник не только стремился передать ее красоту, но и напомнить историю Вирсавии, имя которой ассоциируется с одним из грехов царя Давида. Калашников стал продолжателем тенденции, проявившейся в отечественном изобразительном искусстве после 1980 года. Тогда, после 600-летия Куликовской битвы, Тысячелетия Крещения Руси, когда сознанием общества владела концепция покаяния, в искусстве шел процесс реабилитации религиозной тематики, и многие художники и выпускники Академии все чаще стали обращаться к библейской тематике, стараясь выявить и показать содержащийся в ней богатейший нравственный опыт человечества.    

Картина воскрешает историю, рассказанную в одной из ветхозаветных книг (2 Царств. 11.). Однажды, под вечер, Давид прогуливается на кровле царского дома и видит в соседнем саду купающуюся женщину. Она очень красива… Именно этот момент, к которому часто обращались разные художники, и запечатлен  в работе Калашникова. 

Слуги, посланные Давидом узнать, кто же эта прекрасная женщина, сообщают: это Вирсавия, жена преданного царю воина Урии Хеттеянина. И всё же Давид не может удержаться от соблазна — по приказу царя Вирсавию  к нему приводят… Некоторое время спустя Вирсавия сообщает Давиду о том, что в чреве своем носит его дитя. Это толкает царя на низкий и жестокий поступок: он призывает мужа Вирсавии, верного воина Урию, и посылает его с письмом к Иоаву, ведущему войну с аммонитянами (осада Раввы). В письме же велено поставить Урию в самом опасном месте битвы, лишив помощи; тем самым Урия обречен на неминуемую гибель. Так и происходит…

Оплакав погибшего мужа, Вирсавия становится женой Давида- «… и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». Их ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. И год спустя Вирсавия, любимая жена Давида, снова родила ему сына. Это был Соломон – будущий царь Израиля.

Калашников, избрав для своей картины традиционный сюжет, дал собственную, свободную от классицистических нормативов, интерпретацию библейской истории. При взгляде на большое полотно, в котором налицо черты монументальности, художник создает нечто вроде живописной фрески. Использует пятно и контур, постоянно переходящие друг в друга,  обобщает формы, сводит к минимуму детали, упрощает пространство, расширяя его за счет разномасштабных объектов. Он применяет, в основном, три цвета, эти цвета — символы.  Зеленый – земля и надежда, голубой – небо и вера, красный – огонь и любовь…

Материал публикуется в рамках проекта «Золотые купола России», реализуемом при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива — 2023».