Главная / Выставка-повесть «В строю художники-солдаты»

Выставка-повесть «В строю художники-солдаты»

Глава вторая

Живопись военных лет из собрания ТХМ,

или

Семнадцать мгновений весны

Графическая глава нашей выставки-повести завершилась показом интереснейших  рисунков художника-фронтовика Константина Молчанова. Его же работы открывают живописную главу…

Что же это за работы? Это поистине уникальная серия живописных натурных этюдов,  которые художник, принадлежа к I Белорусскому фронту, исполнил в Белоруссии, Польше и Германии. То, что удалось создать и сохранить, он впервые показал зрителям на двух выставках в 1945 году.

Одна из них, «Боевой путь I-го Белорусского фронта», была организована по инициативе маршала Г.К. Жукова и члена Военного совета генерала К.Ф. Телегина в старинном польском городке Миньск-Мазовецки. Экспонентами стали художники-фронтовики, солдаты и командиры частей и соединений, входивших в состав этого фронта.

Другая выставка, «Боевой путь 16-й Воздушной армии. От Волги до Эльбы», где разместили даже советскую и вражескую боевую технику, состоялась недалеко от Берлина, в Вольтерсдорфе, на территории бывшего курорта. Подготовка и сбор материалов для этой грандиозной экспозиции осуществлялись по указанию Военного совета, а Константин Молчанов выступил инициатором создания художественной части.  [1].

В 1998 году дочь художника, Светлана Молчанова, передала в коллекцию музея ряд интереснейших работ Константина Михайловича.

Чрезвычайно любопытен этюд под названием «Разминирование немецких самолётов. Аэродром кладов», датированный 1945 годом.

 Константин Молчанов (1906-1980)
Разминирование немецких самолетов. Аэродром кладов. Этюд.
1945 год.

Работа была выполнена в Польше. Немецкие войска, отступая на запад, минировали подступы к городам.  Советские саперы обезвреживали минные поля, брошенную технику – это была  долгая, тяжелая и очень опасная работа…

Ещё одна работа художника – «Штурмом взята Цитадель. Познань» – открывает зрителю эпизод Варшавско-Познанской операции. Древний город Познань в военные годы имел исключительно важный стратегический статус. Штурм города был сложным; дольше всего держалась Цитадель – укрепление в центре города.

 Константин Молчанов (1906-1980)
    Штурмом взята цитадель. Познань.
1945 год.

Гитлер придавал большое значение удержанию Познани. Исполняя волю фюрера, командование гарнизона решило удерживать город до последнего солдата.

«Чтобы избежать лишних потерь, гитлеровцам был предъявлен ультиматум следующего содержания: город Познань окружён, и для вас нет выхода из него. Я, генерал Чуйков, предлагаю вам немедленно сложить оружие и сдаться в плен. Я гарантирую вам жизнь и возвращение на родину после войны. В противном случае вы будете уничтожены и по вашей вине вместе с вами погибнут многие жители Познани. Поднимите белые флаги и смело идите в направлении наших войск…

Мы были свидетелями, как нацисты расправлялись с теми, кто пытался внять разуму… Со мной были командир корпуса генерал Шеменков и мой заместитель генерал-лейтенант Духанов. Мы увидели, как на внутреннем валу крепости за рвом появилась большая группа немцев с белыми флагами. Бросая оружие, они показывали, что сдаются в плен. Разобравшись в чём дело, наши войска прекратили огонь. И тут мы заметили, как группа немецких солдат, стоящая на валу, начала редеть. Немцы падали и скатывались в ров… Вскоре весь вал опустел… Солдат, пожелавших сдаться в плен, расстреляли из бойниц казематов свои же».

Из книги В.И. Чуйкова «Конец третьего рейха»

Этюд художника «Улица в Мезеритце. Польша» открывает вид на притихший Мезеритц. Этот город считался неприступным — но всё же был взят после ожесточенного штурма советской армии.

Константин Молчанов (1906-1980)
Улица в Мезеритце. Польша.
1945 год.

Настроение и колорит этой работы, чем-то напоминает атмосферу легендарного советского фильма «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой — как и ещё два его произведения — «Здесь прошла война» и «Площадь в местечке Лосице».

Константин Молчанов (1906-1980)

Здесь прошла война. Польша.

1944 год.

Константин Молчанов (1906-1980)

Площадь в местечке Лосице. Польша.

1944 год.

Впрочем, есть в нашем собрании произведение, позволяющее взглянуть именно на Берлин в мае победного 1945-го года — это выразительная, полная трагических нот работа Виктора Эльконина.

Виктор Эльконин (1910-1994)

Берлин в мае 1945 года.

За этим произведением — тоже судьба, тоже краски жизни художника-фронтовика Виктора Эльконина…

Они угадываются за строчками данных, представленных на сайте «Память народа. 1941-145» — рядом с фотографией  художника:

Дата рождения 

07.03.1910

Место рождения

Украинская ССР, Харьковская обл., Красноградский р-н

Дата призыва

__.04.1943

Воинское звание

мл. лейтенант

Воинская часть

1 Белорусский фронт

Награды

Орден Отечественной войны II степени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За освобождение Варшавы»

Эльконин участвовал в боях за Берлин, видел его — и чувствовал.  Его работа, представленная в нашем собрании — не просто натурная зарисовка; это композиционно и эмоционально завершенное произведение, отличающееся тонкой  импрессионистической передачей атмосферы разрушенного вихрем войны города. Художник не показывает здесь людей — пустынность городского вида вызывает особенно горькое, щемящее чувство…

Это произведение, исполненное маслом, но в чём-то имеющее акварельное звучание, мало похоже на другие работы художника, вошедшего в историю искусства как замечательный монументалист. Тем не менее, эта работа показывает любопытнейшую грань творческого почерка Виктора Эльконина.

Повсюду всполохи войны

Работа же Ивана Филипповича Титова, прекрасного советского мариниста, участвующая в нашей выставке-повести — напротив, весьма характерна для его творчества, для его жизни.

Иван Титов (1902-1983)
Крейсер «Киров» возвращается с позиции».

Из серии «Ленинград в блокаде».
1943 год

В 1921 году по призыву РКСМ Титов идет добровольцем во флот. После прохождения службы во втором Балтийском флотском экипаже он был направлен в электроминную школу для получения военно-морской специальности. Начались его плавания на кораблях Балтийского флота — сначала на учебном судне «Комсомолец», потом на линкорах «Марат», «Октябрьская революция» и на эскадренном миноносце «Яков Свердлов».

Именно во флоте Титов начал писать — сначала в кружках ИЗО, в системе флотской художественной самодеятельности, а в 1924 году при содействии и поддержке командования, он поступил в Академию художеств, продолжая служить во флоте до 1926 года.

С началом войны художник вернулся на Балтику, но уже в качестве военного художника. Титов переосмыслил свое творчество — всё, созданное прежде, показалось ему слабым; он увидел свою задачу в том, чтобы все свои творческие силы направить на приближение Победы. Это означало создание новых произведений — полных новой эмоциональной глубины, несокрушимой веры в советскую армию.

Этой верой художник был преисполнен. В письме к народной артистке СССР Валереи Барсовой 24 декабря 1941 года он писал: «… Всей своей грудью и силой своего огня преградили советские люди коварному врагу дорогу на Ленинград. Заставили его зарыться в землю, а сейчас выгоняем из убежищ на мороз и истребляем. Недалек уже тот час, когда блокада с города будет снята нашей доблестной Красной Армией и Военно-Морским Флотом, и он, наш славный красавец Ленинград заживет снова полнокровной жизнью… В тяжелых условиях, не покладая рук, трудятся ленинградские художники. Они работают в мастерских ТАСС, в «Боеволм карандаше», ведут большую агитационно-пропагандистскую работу, издают плакаты, сатирические листки. Особенно хорошо это дело поставлено в «Боевом карандаше» Ленинградского Союза советских художников. Много и талантливо работают такие мастера, как Г.С. Верейский, В.А. Серов, Г.Н. Петров, И.С. Астапов, Н.А. Тырса, Н.Е. Муратов, В.А. Кобелев, И.А. Серебряный, скульптор В.Б. Пинчук и другие». [2]

На корабле, ведущем боевые операции, художник не мог создавать становые произведения, но этюды Титов писал даже во время боевых действий линкора. Интересен рассказ художника К.Г.Дорохова на обсуждении юбилейной выставки Титова в 1953 году: «Мне довелось с ним быть небольшой отрезок времени в период блокады в Ленинграде. Он служил и жил тогда на линейном корабле «Октябрьская революция». Я приехал как-то к нему на корабль. Он говорит;» Сегодня наша коробка будет обстреливать немцев». А когда, действительно, начался артиллерийский обстрел окопавшихся на берегу гитлеровцев, он подтащил меня чуть не под самые орудия, где он со своим этюдником старался передать пламя, хотя это была суровая зима, и условия были не совсем подходящие». [там же]

Багряные всполохи огня, их отблески горят в живописных волнах произведения, принадлежащего к нашему собранию. Полотно излучает сильное, живое чувство — в нем живет любовь к Родине, желание ее отстоять.

Личное дело

Совсем иное эмоциональное звучание у портретов военных лет. Они негромкие, мягкие, очень задушевные…

                                   Петр Родионов  (1914-1981)

     Автопортрет. 1944 год.

Особым человеческим теплом веет от «Автопортрета» художника Петра Сергеевича Родионова. Работа была исполнена в 1944 году; на её обороте есть надпись: «Участник обороны Москвы, доброволец ополчения. 18 дивизия Ленинградского р-на Москвы».

Трогательной надписью на обороте холста снабжен «Портрет участника обороны Москвы»: «Имени своего не назвал. Но тот, кто побеждал».

Борис Попов  (1909-2001)

Портрет участника обороны Москвы.

1941 год.

В первые дни Великой Отечественной войны Борис Никанорович вступил добровольцем в народное ополчение. В армию его не взяли из-за проблем со зрением.  Писал портреты героев труда, партизан, бойцов, командиров и стремился на фронт.

Вскоре в качестве художника его зачислили рядовым в автомобильно-дорожные войска.

Сайт «Память народа. 1941-1945» хранит вот такой документ Бориса Никаноровича:

Его часть участвовала в боевых действиях в составе 1-го Белорусского, 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов.

Художник готовил агитационные панно, политические плакаты. В конце войны побывал в Берлине, делал эскизы и зарисовки последних дней фашистского рейха. Позднее по этим материалам Попов писал батальные полотна.

«Опять весну пропеть сумею…»

Особое направление творчества, особый путь в искусстве выбрал для себя ленинградец Евгений Борисович Окс (1899-1968). Искусствоведы называют художника представителем «тихого авангарда», продолжавшим в своем творчестве традиции русского лирического импрессионизма.

Евгений Окс

Художнику выпала поистине удивительная судьба, дарившая ему интересные и даже удивительные знакомства — Окс учился вместе с Набоковым, встречался с Лениным, дружил с Ильей Ильфом и Юрием Олешей, любовался загадочным профилем Анны Ахматовой…

Человек разносторонне одаренный, он и сам писал стихи. Например, вот такие:

Посвящение

Ряды выкраиваю песен.
Летите в лес, живите там.
Назло педантам и кротам,
Которым свет несносно тесен.

А там листами повилики
Плодите множеств пестроту,
Чтоб птиц летучие калики
Клевали рифмы на лету.

Пусть эти строки, наконец,
Заучит дятел иль скворец.

А я дверному косяку
Опять весну пропеть сумею,
И петель ржавую тоску
Влачу на шее как камею.

Жернов небесной синевы
Сотри созвездья и пути,
И хоть крапиве дай расти
На месте камня и Невы.

Эти строки датированы 1922-м годом; их сопровождает эпиграф — строчки Хлебникова:

Я лесное правительство
волей легких усмешек,
и мое местожительство
где зеленый орешек…

Стихи уже позволяют составить обаятельный портрет художника-поэта… Впрочем, Евгений Окс известен и как писатель-мемуарист — он оставил замечательные воспоминания о своей жизни в Одессе, которую горячо любил. Их при желании легко отыскать в Сети.

Окс участвовал и в Гражданской, и в Великой Отечественной войне. В 1941 году художника мобилизовали в Красную Армию, он был на фронте до 1943 года, освобожден по болезни (туберкулез легких). Военную графику художника позже, в 1990-х годах, приобрел Музей обороны Москвы и Центральный Музей Вооруженных Сил. [3]

Собрание же ТХМ украшает теплая жанровая картина под названием «Письмо на фронт», исполненная в 1942 году.

Евгений Окс (1899-1968)

Письмо на фронт.

1942 год.

По всей видимости, на этом нежном, лиричном полотне художник запечатлел свою супругу и дочь, от которых, будучи на фронте, наверняка с нетерпением ждал писем.

Интересно, что более ранний живописный «Портрет жены на голубом фоне» (1924) и  более поздний пастельный «Портрет дочери Людмилы» (1948), принадлежащие к частным коллекциям, Евгений Борисович исполнил совершенно иначе.

Работа, принадлежащая к собранию ТХМ, написана в манере более реалистичной; она более земная, в ней живет теплый бытовой мотив – таким в военные годы был творческий голос художника.

Продолжение следует…

Источники:

1) Статья Татьяны Волковой «Художник на войне»; электронный журнал «Третьяковская галерея». URL: https://www.tg-m.ru/articles/2-2015-47/khudozhnik-na-voine

2) «И.Титов» Монография А.Васильева URL: https://www.na-vasilieva.ru/neizvestnaya-monografiya-xudozhnika-alekseya-vasileva/?ysclid=lxlyczdile685463086

3) Статья Светланы Прибытковой «Линия судьбы Евгения Окса». URL:https://antiqueland.ru/articles/1418/?ysclid=lxn7d0qy16810509010