Главная / Мультимедийный проект К. Савицкий. К 180-летию со дня рождения

Мультимедийный проект К. Савицкий. К 180-летию со дня рождения

Виртуальная выставка подготовлена к 180-летию выдающегося русского художника К.А. Савицкого (1844-1905), которое отмечается 6 июня 2024 года. Она объединила 14 произведений живописи и графики из собраний Таганрогского художественного музея и Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого.

Среди выдающихся деятелей искусства и культуры, родившихся в Таганроге, почетное место занимает художник-передвижник Константин Аполлонович Савицкий. Автор ряда масштабных полотен, он был одним из лучших бытописателей русского крестьянства. Для творчества художника характерны умелое объединение множества персонажей в одном произведении, сдержанный колорит. Яркие же, контрастные цвета в его произведениях уравновешивают, а не усиливают друг друга.

Среди известных жанровых работ мастера такие произведения, как «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 г. (Государственная Третьяковская галерея); «Встреча иконы» 1878 г. (Государственная Третьяковская галерея); «На войну» 1888 г. (Государственный Русский музей); «У мирового суда» (Пермская государственная художественная галерея).

Более 20 лет отдал Константин Аполлонович педагогической деятельности. Он работал в художественных училищах Петербурга и Москвы. В 1898 году живописец получает должность директора Пензенского художественного училища и внедряет в учреждении передовую программу обучения.

Таганрог и Пенза, ставшие родными городами для художника, сегодня гордятся своими художественными музеями, которые пополнили свои фонды при активном участии Константина Савицкого.

К.А. Савицкий. Пейзаж. Косино. 1887 г. х.,акварель 71х187 см. Пензенская картинная галерея

Константин Аполлонович Савицкий прославился в 1874 году благодаря своей картине «Ремонтные работы на железной дороге», которую впоследствии приобрел московский коллекционер Павел Михайлович Третьяков. На полученные деньги Константин Аполлонович смог поехать во Францию, где он изучал произведения французских художников, много писал на пленэре, работал над передачей света. Одной из картин этого периода стала многофигурная композиция «Путешественники в Оверни», находящаяся сейчас в собрании Государственного Русского музея. Этюд к ней был подарен женой художника Пензенской картинной галерее к столетию со дня рождения мастера.
В 1875 году Константин Аполлонович Савицкий вернулся в Россию, ведь «только тогда искусство действительно», когда оно возникает и развивается на родной почве. 

Пейзаж «Косино» выполнен художником в весьма необычной технике: не маслом на холсте, как было принято, а акварелью. Сейчас Косино — это район столицы, застроенный многоэтажными домами, а в начале XX века это было живописное село под Москвой с красивыми озерами и храмами, где только в 1894 году открыли железнодорожную станцию.

На пейзаже изображена подъездная дорога к селу, слева виднеются сохранившиеся до наших дней Успенский храм и колокольня, в нижнем ярусе которой расположен Никольский храм. Вокруг них деревенские дома с соломенными крышами, перед которыми раскинулось золотистое пшеничное поле. В погожий день крестьяне на повозке возвращаются в село — художник как будто следовал за ними, когда писал эту картину. По семейной легенде, проезжая по этой дороге К. А. Савицкий сделал предложение Валерии Ипполитовне Дюмулен, своей будущей супруге.

С 1897 года он вместе со своей второй женой и детьми поселился в Пензе и вступил в должность директора открываемого в городе художественного училища. Здесь его уже ждали другие сюжеты и пейзажи. «Здешний край, благодатный своим смешением всяких национальностей, что ни деревня, то новые типы… обычаи, тут и великороссы и малороссы, татары и мордва… пестрые, блестящие картины, серебряные уборы головные на солнце во ржи во время жатвы», — писал К. А. Савицкий в письме к В. Д. Поленову.
К.А. Савицкий. Проводы рекрутов. Конец 1880-х гг. Вариант картины На войну. х., м. 58х90 см. Таганрогский художественный музей.

Наиболее значительным произведением Савицкого 1880-х годов стала работа «На войну» (1880-1888), в основу которой легли впечатления о русско-турецкой войне.
К числу немногих подготовительных работ, связанных с последним вариантом картины 1888 года, принадлежит небольшой эскиз из собрания Таганрогского художественного музея – «Проводы рекрутов», поступивший в коллекцию из московского частного собрания в 1988 году.
Представляет бесспорный интерес любопытная подробность краеведческого характера, связанная с этой работой. Согласно одной из версий, фоном картины послужила крытая пассажирская платформа станции Таганрог, возведенная в 1869 году при постройке Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.
К.А. Савицкий. Не сошлись характером. 1890 г. х.,м. 81,5х62 см. Пензенская картинная галерея

Женой Константина Савицкого, его музой и верной подругой была Валерия Ипполитовна Дюмулен (1867 — 1950).
С Валерией Ипполитовной художник, вероятнее всего, познакомился во время поездок в Подмосковье на этюды в 1880-х гг. Его будущая жена была дальней родственницей друга и коллеги К. Савицкого Кирилла Викентьевича Лемоха, и, очевидно, занималась живописью под руководством Константина Аполлоновича. Дом родителей Валерии Ипполитовны находился в селе Косино Московской области. Именно там Константин Аполлонович встретил ее, полюбил всем сердцем, сделал предложение и в августе 1886 года женился на девятнадцатилетней Валерии Ипполитовне. Это был второй брак художника. В 1875 году в жизни Савицкого произошла трагедия. Его первая жена, Екатерина Васильевна, во время пребывания супругов в Париже, покончила жизнь самоубийством по причине необоснованной ревности. Трагическая и нелепая смерть жены потрясла и выбила Савицкого из колеи. В отчаянии он пишет 12 февраля 1875 года записку Крамскому: «Страшное, ужасное горе постигло меня, я лишился всего, что имел лучшего и дорогого в мире».

Спустя десять лет, когда в судьбе художника появилась Валерия Ипполитовна, жизнь вновь наполнилась яркими красками. Прекрасная девушка, которая сумела составить счастье такого интересного и талантливого человека, как Константин Савицкий, была для него настоящей Мадонной, о возвышенной любви к которой он не раз говорил в своих произведениях. Счастье семейной жизни, отцовство, пришедшее к Константину Аполлоновичу в зрелом возрасте, дало ему возможность с особой остротой почувствовать радость бытия. На картине «Портрет жены с сыном» из собрания Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого нежно друг к другу прижимаются мать и дитя. Соломенная шляпка, напоминающая нимб над головой, голубое платье женщины, — все это вызывает сравнение с образом Владимирской Богоматери «Умиление». Картина пронизана ощущением счастья и полноты жизни.
К.А. Савицкий. Бабушка и внучка. 1890 г. х., м. 78х58 см. Таганрогский художественный музей

На полотне художником запечатлена трогательная бытовая сценка. Это одна из многих работ Савицкого, в которых он не ставил больших вопросов, а изображал будни простых людей.
Интересна история, связанная с появлением этой картины в таганрогском музее. «Бабушка и внучка» была показана на 18-й Передвижной выставке в 1890 году, затем ее следы были потеряны, местонахождение этой работы было неизвестно.
Произведение, поступившее в музей в 1968 году из московского антикварного магазина, сразу обратило на себя внимание специалистов, знакомых с «почерком» художника. Совпали размеры и детали полотна с описанными в каталоге Передвижной выставки. Так забытой картине было возвращено имя ее создателя.
К.А. Савицкий. В полдень. 1895 г. х.,м. 46х77 см. Пензенская картинная галерея

Константин Аполлонович работал в разных жанрах. В картине  «В полдень» художник заявил о себе как о прекрасном анималисте и тонком мастере пейзажа. Художник виртуозно преподнес зрителю летний пейзаж, полный жизненных подробностей, правды, поэзии, а также продемонстрировал глубокое знание анатомии животных.

К.А. Савицкий. Отец. 1896 г. х.,м. 112х75 см. Таганрогский художественный музей

С большой искренностью писал Константин Савицкий о своей родине: «Глубоко и твердо залегло в душе моей все то, что окружало меня и при чем слагался мой первоначальный мир. Многие и долгие годы протекли с тех пор, как еще ребенком расстался я с родиной, но это не разъединило меня  с ней, а напротив, чем дальше я от этих светлых и теплых воспоминаний, тем сильнее бьется сердце по родине. Блеснет ли в жизни моей луч счастья и радости, нахмурится ли чело от скорби и горя – всегда город Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество».
Это письмо явилось ответом художника на полученную в 1902 году весть о том, что в Таганроге открылся Городской музей. Откликнувшись на просьбу о пополнении коллекции, Савицкий писал директору музея П.Ф. Иорданову: «Всегдашним моим желанием было дать Таганрогу что-либо из своих работ, теперь же, осведомленный Вами об учредившемся музее, я с глубокой признательностью к Вам и несказанной радостью на первых порах делаю посильный вклад – посылаю в дар музею картину своей работы «Отец».
Интересное глубокой психологичностью образа полотно, возможно, представляет собой вариантповторение более ранней картины К.А. Савицкого «С больным ребенком пред чудотворною иконою» (1893, местонахождение неизвестно). В картине «Отец» (1896) художником вновь затрагивается тема человека и религии, только уже в ее частном, личном преломлении. На большом полотне крупным планом дана поколенная фигура отца, принесшего больного ребенка в церковь. Скромная одежда, обернутый тряпицей палец выдают в нем простого мастерового. Бережно и крепко прижимает он драгоценную ношу к груди.
Устремленные в одну точку глаза измучены неведомым и тягостным предчувствием. Общий колорит приглушенных коричневато-красных тонов, контрастность лоскутного одеяла усиливают напряженность и  драматичность запечатленного момента. Интересно задумано двойное освещение фигуры: слабый трепет мерцающих свечей и яркий голубоватый проникающий из окна свет добавляют изображению жизненности.
Интерьер церкви выписан не столь подробно, лишь намеком, сквозь тонкую дымку фимиама, проступают отдельные его части. Неяркие краски будто бы созвучны внутренней боли, которую испытывает изображенный герой.
Проникновенность мотива позволила художнику добиться той искренности, благодаря которой становятся зримыми самые сложные человеческие чувства и переживания. Тревога и страх за судьбу ребенка, скорбь и смятение словно немой вопрос застыли в воздухе. Исполненный мучительными раздумьями герой почти сломлен, но теплится в душе последняя надежда. Горят церковные свечи, и кажется реальной тихая молитва отца.
К.А. Савицкий. Инок. 1897 г. х.,м. 89х68 см. Пензенская картинная галерея 

Согласно степеням православного монашества, инок (или рясофорный послушник) — это человек, прошедший этап послушания при монастыре, работавший «во славу Божью», которому разрешено носить рясу и чётки, но который еще не постригся в монахи, не прошел обряд «малой схимы», а только готовится к этому.
Молодой инок на законченной картине Константина Савицкого скорее подавлен, чем задумчив, его хмурое лицо, изогнутые брови и взгляд исподлобья отражают нелегкую внутреннюю борьбу с самим собой. Голова уронена на правую руку, а левая рука сжимает пояс, как войны держат рукоять меча. Он даже не сидит, а почти лежит за столом, опершись спиной о стену кельи, где в темноте висят иконы и горит свеча.

А за излучающим свет окном ранняя весна, уже распустилась верба, природа пробуждается и зовет за собой. Душа рвется наружу, туда, где веет весенней свежестью, где жизнь, солнце и многие земные радости. Сможет ли инок окончательно посвятить себя служению богу, принести святые обеты, хватит ли ему на это сил?

Зритель становится свидетелем тяжелых раздумий человека о своей судьбе, пути и месте в жизни. Художник предстает перед нами как мастер сложного психологического образа.
Предположительно, для картины позировал студент К. А. Савицкого — И. Васильев, запечатленный на фотографии, сохранившейся в частной коллекции Александра и Василия Сычёвых в Пензе.
 
Константин Аполлонович Савицкий был не только художником, но и первым директором открывшегося в Пензе художественного училища Селивёрстова и пензенского художественного музея. В архивах русских художников сохранились письма, где он обращается к ним с просьбой прислать в дар музею свои работы.
 
В письме К. А. Савицкого своему другу Виктору Михайловичу Васнецову 11 сентября 1898 года есть такие строки: «Русский отдел музея Пензенского художественного училища растет и приумножается.  Внемли моей просьбе, обогати училище. Что стоит тебе дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь». Сам Константин Аполлонович преподнес в дар музею картину «Инок», считавшуюся одной из лучших его работ.
К.А. Савицкий. Портрет жены с сыном Георгием. 1899 г. х.,м. 175х88 см. Пензенская картинная галерея

Женой Константина Савицкого, его музой и верной подругой была Валерия Ипполитовна Дюмулен (1867 — 1950).
С Валерией Ипполитовной художник, вероятнее всего, познакомился во время поездок в Подмосковье на этюды в 1880-х гг. Его будущая жена была дальней родственницей друга и коллеги К. Савицкого Кирилла Викентьевича Лемоха, и, очевидно, занималась живописью под руководством Константина Аполлоновича. Дом родителей Валерии Ипполитовны находился в селе Косино Московской области. Именно там Константин Аполлонович встретил ее, полюбил всем сердцем, сделал предложение и в августе 1886 года женился на девятнадцатилетней Валерии Ипполитовне. Это был второй брак художника. В 1875 году в жизни Савицкого произошла трагедия. Его первая жена, Екатерина Васильевна, во время пребывания супругов в Париже, покончила жизнь самоубийством по причине необоснованной ревности. Трагическая и нелепая смерть жены потрясла и выбила Савицкого из колеи. В отчаянии он пишет 12 февраля 1875 года записку Крамскому: «Страшное, ужасное горе постигло меня, я лишился всего, что имел лучшего и дорогого в мире».

Спустя десять лет, когда в судьбе художника появилась Валерия Ипполитовна, жизнь вновь наполнилась яркими красками. Прекрасная девушка, которая сумела составить счастье такого интересного и талантливого человека, как Константин Савицкий, была для него настоящей Мадонной, о возвышенной любви к которой он не раз говорил в своих произведениях. Счастье семейной жизни, отцовство, пришедшее к Константину Аполлоновичу в зрелом возрасте, дало ему возможность с особой остротой почувствовать радость бытия. На картине «Портрет жены с сыном» из собрания Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого нежно друг к другу прижимаются мать и дитя. Соломенная шляпка, напоминающая нимб над головой, голубое платье женщины, — все это вызывает сравнение с образом Владимирской Богоматери «Умиление». Картина пронизана ощущением счастья и полноты жизни.
К.А. Савицкий. Крутой спуск. 1902 г. х., м. 71,5х89 см. Пензенская картинная галерея

В Пензе Константина Савицкого захлестнула волна новых впечатлений, каждое из которых он стремился зафиксировать и разглядеть за ним очертания будущей картины. Пенза в этом смысле давала большой материал.
«Здешний край,—пишет Савицкий Поленову,—благодатный своим смешением всяких национальностей, что ни деревня, то новые типы… обычаи, тут и великороссы и малороссы, татары и мордва… пестрые, блестящие картины, серебряные уборы головные на солнце во ржи во время жатвы».
«Крутой спуск» — произведение К.А.Савицкого, выполненное в 1903 году. Его сюжет довольно прост и незатейлив. Жаркое полуденное солнце. С крутой горы спускается бричка, нагруженная плетеными корзинами. Сидящий в ней разомлевший от солнца помещик, меланхолично взирает окрест. Мальчик едва сдерживает лошадь, которую помещица властной рукой взяла под уздцы. Эту сцену, скорее всего, художник увидел в имении Челюскина, где он гостил летом 1903 года. Этюды представляют особенный интерес при изучении творчества художника. Этюд к картине «Крутой спуск» — не просто этап, предваряющий итоговую работу, а полноценное произведение. Для картины позировал коллега Савицкого по училищу – главный хранитель музея В.М. Терехин.
К.А. Савицкий. На мельнице. 1902 г. х.,м. 58х75 см. Пензенская картинная галерея
Г.К. Савицкий. Портрет отца — К.А. Савицкого. 1944 г. бумага, уголь. 55х38 см. Пензенская картинная галерея
Н.М. Сидоров, А.С. Король. Академик живописи К.А. Савицкий в Пензе. Из серии Деятели литературы и искусства. 1983 г. бумага, цветной офорт, акватинта. 57,3х42,6 см. Пензенская картинная галерея
А.В. Шалаев. Портрет К.А. Савицкого. 1986 г. х.,м. 130,5х82 см. Пензенская картинная галерея

Имя художника Николая Грандковского нечасто упоминается среди его современников передвижников. Вместе с тем, творческое наследие мастера, пусть и не столь обширное, безусловно, дополняет страницу в историю русского реалистического искусства второй половины XIX века.
Уроженец Саратова, Грандковский в 1880 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился на средства родного города. Он полностью оправдал затраты на обучение и надежды близких, получив две малые и две большие серебряные медали, а также звание классного художника. С 1891 года художник регулярно участвовал в выставках ТПХВ.
Последние десять лет своей жизни Грандковский преподавал в Пензенском художественном училище им. Н.Д. Селивёрстова. Он переехал в Пензу по приглашению первого директора училища Константина Савицкого, где совместно с другими московскими художниками участвовал в создании новой профессиональной программы обучения. Именно Грандковский временно возглавил училище после смерти Савицкого в 1905 году, выступив перед студентами с обещанием не делать «никаких изменений в преподавании и установившемся порядке».
Портрет К. А. Савицкого написан Грандковским в 1902 году, в период активной педагогической деятельности обоих мастеров. Этот портрет является свидетельством многолетней дружбы и общности профессиональных интересов. Живописцу удалось создать образ бесхитростного, умного, интеллигентного человека, открыто обращенного к зрителю, как бы готового к искреннему диалогу. Приглушенные оттенки серого и коричневого цвета в традиции колорита “старых мастеров” подчеркивают благородство и уравновешенность характера талантливого художника и выдающегося педагога.
Заслуженный художник России Алексей Васильевич Шалаев сделал копию этой картины к 150-летию К. Савицкого, когда эту работу ненадолго привезли в Пензу из Третьяковской галереи.
Л.Д. Кузнецова (1956). Савицкий в Пензе. 1988-1992 гг. х., м. 155х124,5 см. Пензенская картинная галерея