ГЛАВА ТРЕТЬЯ. В шесть часов вечера после войны.
В шесть часов вечера после войны…
Ещё одна глава нашей выставки-повести «В строю художники-солдаты» посвящена таганрогским художникам-фронтовикам.
Тема войны появилась в их творчестве в послевоенные годы. Исполненные ими работы, принадлежащие к музейной коллекции, в полной мере отражают замысел проекта «Напишу небо мирным» — они показывают жизнелюбие художников, их горячее желание запечатлеть удивительные краски мирной жизни…
В нашем музее работает сотрудник, которому посчастливилось лично знать этих замечательных людей, а потому здесь мы предлагаем вашему вниманию Рассказ от первого лица, или
НЕЗАБЫВАЕМОЕ…
Ностальгический очерк старшего научного сотрудника ТХМ
Татьяны Анатольевны Игумновой
«Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось…»
/Д. Самойлов/
Сегодня мы вспоминаем наших замечательных таганрожцев — известных в нашем городе художников, которым в пору военного лихолетья, только начиная свой путь в искусстве, пришлось вместо кисти взять в руки винтовку, чтобы сберечь родину и защитить свою мечту.
Это они: Л.П. Стасенко, М.А. Новиков, М.А. Сычёв, К.Г. Иванов, Н.Г. Цыкалов. Они выстояли в суровых испытаниях Великой Отечественной войны и, совершив свой ратный подвиг, «отстояв в боях и солнце, и песню», с особым жаром вновь взялись за свой самый мирный труд, чтобы из года в год их всегда молодые сердца и сильные руки радовали почитателей достижениями совсем в другой, ими избранной, области — в мире изящных искусств.
Открытие персональной выставки М.А. Новикова. Конец 70-х.
Фотография из музейного архива.
Открытие персональной выставки М.А.Новикова в Таганрогской картинной галерее 30 августа 1977 года.
Слева направо: М.А. Новиков, Е.И. Коваль, В. Рязанов, А. Легостаев, В.И.Лунев
Открытие персональной выставки М.А. Сычева
в Таганрогской картинной галерее. 1985 г.
Слева направо: Л.В, зуева, В.И.Лунев, М.А.Сычев, В. Рязанов, В.Лемешев.
Фотография из музейного архива.
Открытие персональной выставки Н.Г. Цыкалова
в Таганрогской картинной галерее. 2002 год.
На фото Н.Г. Цыкалов и Т.П. Бувалко
Фотография из музейного архива.
Открытие выставки Н.Г. Цыкалова.
На фото: Н.Г. Цыкалов, В.С. Орлов
Фотография из музейного архива.
По-разному складывались их жизненные и творческие судьбы, но все они внесли свой вклад в развитие художественной жизни Таганрога, о чём хотелось бы сегодня вам напомнить и заметить, что лучшие работы этих художников, представленные в нашем музее, обеспечивают им гарантию вечной памяти, воистину «через года, через века».
Что же касается меня, то мне посчастливилось знать и работать почти со всеми ними — моими дорогими коллегами, друзьями нашего музея и, позволю себе сказать, моими старшими друзьями и помощниками на протяжении не одного года. Грустно сегодня сознавать, что их нет, что они были, а ведь кажется совсем недавно (?!), в 1995 году, мы встречались в картинной галерее на празднике в честь Великой Победы, тепло приветствуя наших дорогих ветеранов. Об этой встрече сохранились фотографии, помогающие вспомнить их тогда уже, увы, немолодыми, но такими родными и живыми!
Хотелось бы по традиции в незабываемые дни, связанные с событиями ВОВ, рассказать о каждом из художников — таганрожцев, переживших войну, добавив некоторые личные впечатления, с надеждой на то, что память о них и благодарность им будет передаваться из поколения в поколение.
«Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни»
В. Хлебников. «Память»
СТАСЕНКО Леонид Павлович (1912 — 1963; на войне с 29 лет) — наш земляк, таганрогский художник, живописец и график; автор пейзажей, натюрмортов, портретов, картин на историческую и производственную тематику. Он один из тех художников, которому не имея специального художественного образования (Леонид Павлович только с 13 лет прошел школу Блонской — Леонтовского, затем, уже работая на заводе, посещал одну из городских художественный студий, где его наставником был С. Орлов), удалось добиться вполне заметных творческих результатов, говорящих и о природном таланте, и о горячей любви к художеству, и конечно же о педагогическом опыте его замечательных учителей.
Мостик. 1963 г.
Собрание ТХМ
Рассвет на Дону. 1963 г.
Собрание ТХМ
К сожалению, этого художника я не застала. Леонид Павлович ушёл из жизни рано, в 51 год. Но вышло так, что его картины увидела раньше, чем узнала имя их автора, — в квартире наших замечательных соседей по ул. Чехова, 103. И получилось это потому, что часть его художественного наследия осталась у одного из его сыновей, Альберта, и перебралась в квартиру матери его жены, ту самую нашу — соседскую. Альберта — Алика, хорошо знала, можно сказать любила как обаятельнейшего человека. Только позднее, когда стала работать в картинной галерее, увидела его портрет, написанный таганрогским автором — Л. П. Стасенко под названием «Портрет сына» (1962), переданный в музей в 1963 году «семьёй художника».
Леонид Стасенко (1912-1963)
Портрет сына. 1962 г.
Собрание ТХМ
Представляя этот портрет сегодня мы с гордостью рассказываем о его герое. Альберт Леонидович Стасенко родился в г. Таганроге в 1937 году, выпускник 2-й школы 1954 года, выпускник МФТИ 1960-го. Сегодня — профессор кафедры общей физики МФТИ, доктор технических наук, видный учёный аэромеханик и популяризатор науки среди молодёжи. Автор около 300 научных статей и аннотированных докладов на конференциях, съездах и конгрессах союзного, федерального и международного уровня, а также ряда учебных пособий, несколько лет состоявший членом редколлегии журнала «Квант».
Однако вернёмся к автору портрета. Биографию своего отца, 29-летним призванного в армию с первых дней войны и демобилизованного в 1946 году в чине старшего лейтенанта, Альберт Леонидович подробно изложил в письме в ТКГ от 11. 12. 80 г. Читаем в сокращении и добавляем сведения о том, что Л. П. Стасенко — участник городских (с 1946 по 1962 гг.), областных (с 1948 по 1960 гг.) и республиканской — «Великие стройки коммунизма» 1952 года — выставок. В республиканской выставке участвовала картина «Металлурги Таганрога — Волгодонску», (1951) — совместная работа мастера с таганрогским художником Н. Г. Цыкаловым). До этого она была отмечена на 6-й выставке работ художников Ростовской области — так же, как и незамысловатая картина Л. Стасенко «Юный кораблестроитель». В газете «Таганрогская правда» от 15 декабря 1961 года была представлена работа художника «Портрет сталевара И. Ф. Дмитриева» — судьба этой картины сегодня, к сожалению, неизвестна. В 1963 году в Таганроге была организована посмертная выставка Л.П. Стасенко.
Нельзя также не вспомнить о том, что ещё с 1950-х годов Стасенко был кандидатом в члены Союза советских художников, в течении ряда лет — председателем Художественного Совета Таганрогских художественных мастерских, занимался большой общественной работой: был консультантом в городских художественных студиях, помогал начинающим художникам, а ещё — был одним из первых пионеров Таганрога ( с 1925 года).
Неизвестный автор вступительной статьи к каталогу посмертной выставки Л.П. Стасенко в заключении охарактеризовал его так: «Он был художником-гражданином, удивительно мягким, благородным и весёлым человеком, страстным патриотом родного города».
«Всё у нас с тобой по — прежнему,
Только годы катятся.
Ты всё та же, моя нежная,
В этом синем платьице».
/Е. Долматовский/
НОВИКОВ Михаил Алексеевич (1916 — 2008; на войне с 25 лет).
Жизненный и творческий путь замечательного Михаила Алексеевича был долгим, и, казалось, что не оборваться ему никогда — настолько он был во всём «живым и только, живым и только до конца». Когда прощались с ним навсегда, не верилось, что не увидимся на выставках, не встретимся в чеховском скверике, где он не разгуливал по-стариковски, а всегда бежал через сквер быстрой стремительной походкой, спеша куда-то. Увидимся, посмотрит своими ласковыми внимательными глазами, тихо улыбнётся -лёгкий, быстрый, в своём привычном берете, — и побежит…
Михаил Новиков (1916-2008)
Автопортрет. 1960-е годы.
Собрание ТХМ
Многое помнится о встречах с обаятельнейшим Михаилом Алексеевичем и милейшей его супругой Антониной Ивановной, не один раз бывала в их гостеприимном доме, уходя непременно с подарками — маленькими, но живыми, мастерски написанными этюдами Михаила Алексеевича.
Михаил Алексеевич Новиков, проживший до 92 лет, казалось, всю свою долгую и вовсе нелёгкую жизнь — да он к лёгкой никогда и не стремился, старался всё и повсюду успеть и поспевал во многом. Насыщена и своеобразна биография художника М.А. Новикова —незаурядного живописца, талантливого мастера пастели и акварели, удачно пробовавшего себя в одной из его любимых графических техник — линогравюре, члена Союза художников СССР с 1945 года! (скорее всё-таки с 1946-го, хотя, по некоторым сведениям, он рисовал на фронте, за что и был, вероятно отмечен.
Наш столь известный, многими любимый таганрогский художник родился в 1916 году в городе Беловодск Ворошиловградской (ныне Луганской) области, рос в многодетной семье. После ранней смерти матери и повторной женитьбы отца ему, так же как и девятерым его братьям и сёстрам, пришлось расти и определяться в жизни самостоятельно. После окончания семилетки учился на механика в речном ФЗУ, плавал по Донцу, возил мел, в свободные минутки любил лепить. Это его творчество оказалось замеченным и одобренным окружающими, благодаря чему и решил наш старательный механик учиться «на художника».
С 1934 по 1939 год М. Новиков получил образование в Ростовском художественно- педагогическом техникуме ( с 1959 — Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова) на живописном отделении, где его наставниками были замечательные педагоги — известные ростовские художники А.М. Черных, В.Г. Лень, С.И. Жовмир, Т.П. Семёнов. По окончании училища его, как одного из способных учеников, направили на учёбу в Академию художеств, но учиться там не пришлось.
Осенью 1939- го он был призван в Красную Армию, и, окончив в Ленинграде курсы шоферов, стал участников боёв с белофиннами в составе одного из батальонов аэродромного обслуживания военной авиабазы. Вскоре грянула Великая Отечественная. 25-летний солдат Михаил Новиков с первых дней войны и до победного 1945-го находился в действующей армии, испытав и тяжесть боёв, и горечь отступления, и боль потерь боевых товарищей, и радость победы.
В годы войны стал членом КПСС. Был демобилизован в декабре 1945-го, вернувшись с медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и др. Вернулся в Таганрог, где ждала его любимая Тонечка — приглянувшаяся ему ещё в 1937 году в техникуме очаровательная первокурсница. В 1946 году тридцатилетний Михаил и двадцатисемилетняя Антонина стали супругами, прожив неразлучно, разделяя выпавшие на их долю и горести, и радости более 60 лет.
Александр Романычев (1919-1989)
Портрет А.И. Новиковой. 1946 г
Собрание ТХМ
Антонина Ивановна Новикова в 1950 году закончила прерванное войной обучение в техникуме — тоже отличницей и тожес рекомендацией для поступления в АХ, которой сознательно не воспользовалась, взяв на себя все заботы о семье. А Михаил Алексеевич с огромным энтузиазмом взялся не только за творческую, но и общественную работу. Однако уже на городских и областных выставках конца 40-х годов наряду с разнообразными произведениями их постоянного участника М. А. Новикова можно было полюбоваться мастерски исполненными, тонкими по настроению акварелями А.И. Новиковой, выполненными в жанре пейзажа и натюрморта.
Антонина Новикова (1919-2011)
Розы. 1955 г. Акварель.
Собрание ТХМ
Михаил Алексеевич писал много, увлечённо, плодотворно работал творчески, но успевал, и вполне успешно, проявить свой организаторский талант по созданию и укреплению художественных мастерских «ТАГИЗО», много лет подряд избирался председателем Товарищества художников Таганрога, а также занимался педагогической деятельностью — в течении долгого времени руководил студией при художественных мастерских, передавая свои знания и опыт молодым художникам.
Зритель знает М.А. Новикова по его непременному участию в многочисленных городских, большом ряде областных выставок; много открытий дарили зрителям и его персональные выставки, среди которых наиболее значимыми были две — одна в 1977 году в ТКГ, другая — в 1995 году — в Чеховском музее, показавшие мастерство и широту его творческого диапазона. Большим событием для художников-супругов Новиковых стала выставка «Жизнь в творчестве» (Михаил и Антонина Новикова), открытая в сентябре 2017 года в Ростове-на-Дону в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской.
Михаил Новиков (1916-2008)
Алексеевский лес. 1977 г.
Собрание ТХМ
Михаил Новиков (1916-2008)
Полевые цветы. 1960-е годы.
Собрание ТХМ
Михаил Новиков (1916-2008)
Ремесленница-строитель. 1962 г.
Собрание ТХМ
Поклонникам таланта М.А. Новикова нравятся его пейзажные картины и этюды, живые, непосредственные, наполненные любовью к родной природе и не менее привлекательные и мастерски выполненные акварелью и пастелью натюрморты. Восхищает и его обострённая способность постижения сути человеческой, помогающая при создании портретных образов. Память художника о войне оживает в его многочисленных этюдах, написанных во время совместных поездок в Аджимушкай с Народным художником РСФСР Н.Я. Бутом и с его творческим и дружеским собратом — таганрожцем М.А. Сычёвым.
Михаил Новиков (1916-2008)
Каменоломни Аджимушкая. Этюд. 1970-е годы.
Собрание ТХМ
Михаил Новиков (1916-2008)
Катакомбы Аджимушкая. Этюд. 1964 г.
Собрание ТХМ
Михаил Новиков (1916-2008)
Эскиз диорамы. 1980-е годы.
Собрание ТХМ
Михаил Сычев (1918-2007)
Портрет М.А. Новикова. 1978 г.
Собрание ТХМ
Выражением зрительского признания стала ещё одна, вполне заслуженная, уже не военная, а трудовая награда, которой М.А. Новиков был награждён в 1970 году — медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Не могу с радостью не заметить , что сегодня картины М.А. Новикова находятся не только в ТХМ, а также в Музее-заповеднике М.А. Шолохова, в Музее современного изобразительного искусства г. Ростова-на-Дону, в Беловодском городском музее.
Художник Константин Георгиевич ИВАНОВ (1918 — 1983; на войне с 23-х лет), ветеран войны и труда, прошедший войну от Днепра до Вены простым рядовым, как он вспоминал, запасного 158- го полка, к сожалению, ушёл из жизни в 65 лет — ему, инвалиду II группы, мешали пожить, поработать подольше последствия от боевых ран. Трудился, однако, до последнего с особым азартом художника, влюблённого в его родной Таганрог.
Константин Иванов (1918-1983)
Автопортрет. 1974 г.
Собрание ТХМ
Учился в таганрогской трудовой семилетней школе № 6 (преобразована после установления советской власти из четырёхгодичного железнодорожного училища, открытого в 1896 году), которой в 1920-м было передано здание бывшей Мариинской гимназии( с 1936 — школа им. Ворошилова, позднее — 15-я железнодорожная), где уже учились не девочки-гимназистки, а дети рабочих. Ещё во время учёбы в школе посещал одну из городских изостудий, где художественные навыки получил от художников Е.И. Петрова и С.А. Орлова. После окончания семилетки была учёба в ФЗУ, работа на заводе, а затем — художником — оформителем кинотеатра «Рот-Фронт». Хотелось учиться, мысль об учёбе в художественном училище не покидала. В 1937-38 учился в Ленинграде, но по семейным обстоятельствам вынужден был продолжил учиться c 1939 по 1941 гг. в Заочном народном университете искусств при Центральном доме народного творчества им. Н.К. Крупской в Москве.
После демобилизации вернулся в Таганрог, с 1949 года стал работать в Таганрогских художественных мастерских и, выполняя оформительские заказы, неустанно занимался творчеством. Утверждая, что «природа сделала меня художником», К. Иванова более всего привлекал пейзажный жанр. Среди его пейзажей виды Крыма и Карпат, Горячего Ключа и Плёса, но чаще — Таганрога, Миуса; увлекался и натюрмортом. Вполне удавались художнику и жанровые композиции на темы таганрогского порта, металлургического завода. Обращался и к портретному жанру, исполнив ряд интересных впечатляющих портретов, чаще графических (пробовал написать Чехова, портрет гуашью А.П. Чехова хранится в фондах Музея-заповедника им. А. П. Чехова).
К 30-летию победы в Великой Отечественной войне выполнил ряд удачных тематических плакатов, тогда же, в 1975 году, выполнил серию портретов фронтовиков Таганрога.
Особая дружба связывала художника с металлургическим заводом. Там он около 6 лет работал в отделе техники, оформлял Музей боевой и трудовой славы завода, создал серию портретов металлургов. Много лет К.Г. Иванов был наставником при Творческом объединении художников — любителей.
Константин Иванов (1918-1983)
Портрет бригадира И.И. Костенко . 1974 г.
Собрание ТХМ
С 1955 года — он постоянный участник городских и областных выставок. В 1971 г. в ТКГ прошла выставка К. Г. Иванова, совместная с таганрожцами М.А. Новиковым и А.Т. Светашовым, в 1976 году — в ТКГ, в Литературном музее им. А.П. Чехова, ДК им. В. И. Ленина. В 1983 году и в ТКГ, и вЛитературном музее им А.П. Чехова были организованы персональные выставки художника. Сегодня в собрание ТХМ входит 33 работы К.Г. Иванова — одного из лучших таганрогских художников старшего поколения. К сожалению, не могу высказать личные впечатления о Константине Георгиевиче, не пришлось ни видеться, ни общаться, помню только как бы «на расстоянии»: спокойный, сдержанный, серьёзный, высоколобый с огромной «волошинской» шапкой светлых волос…
Константин Иванов (1918-1983)
Утро в Архызе. 1975 г.
Собрание ТХМ.
Константин Иванов (1918-1983)
Генуэзская крепость. 1975 г.
Собрание ТХМ.
«Череда лихолетий текла надо мной,
От полночных пожаров красна.
Не видал я, как юность прошла стороной,
Как легла на виски седина.
И от пуль невредим, и жарой не палим,
Прохожу я по кромке огня.
Видно, мать непомерным страданьем своим
Откупила от смерти меня.
Испытало нас время свинцом и огнём.
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернёмся. И радость вернём.
И сумеем за всё наверстать».
/ А. Сурков/
Сверстник К.Г. Иванова — Михаил Антонович СЫЧЁВ (1918-2007; на войне с 23-х лет), совсем немного не доживший до 90-летия, относится к числу таганрогских художников — долгожителей.
Михаил Сычев (1918-2007)
Автопортрет. Середина ХХ века.
Собрание ТХМ.
М.А. Сычёв — художник-живописец, член СХ СССР с 1980 г. — родился на Украине, в одном из сёл Кировоградской области. Отца своего не помнит, как говорили — в 1919 -м его сразила махновская сабля. В 1933 году окончил семилетку в г. Ровно, с 15-ти лет работал на заводе в Запорожье, куда помог ему устроиться приютивший юношу боевой друг его отца. Работал хорошо, но страстно хотелось рисовать, появлялись первые рисунки, и в 1935-м, семнадцатилетним, он едет в Одессу, где поступает на живописный факультет знаменитого Одесского художественного училища.
В 1939-м, после окончания 4-го курса, был призван в Армию, служил на Балтике, в увольнениях часто бывал в Ленинграде, где проводил долгие часы в Эрмитаже, в ГРМ, а потом — долгие годы уже без увольнений. В Великую Отечественную тонул в водах суровой Балтики, познал голод и холод блокадного Ленинграда, замерзал в заснеженных окопах. В 1943 году был направлен в лётную школу в Мордовии, откуда получил назначение на службу на аэродром в Таганроге, где тренировал лётчиков морских портов, направляемых в Германию. В 1949 году демобилизовался — но дома его, увы, никто не ждал. Ещё в 1944-м он получил страшное известие: его маму, коммуниста с 1927 года, расстреляли немцы; позже узнал, что погибла и сестра. Художник остался в Таганроге, здесь обрёл дом и семью, поступил на работу в таганрогские художественные мастерские, занялся и свободным творчеством.
Михаил Сычев (1918-2007)
Ветви яблони. 1970-е годы.
Собрание ТХМ
Михаил Сычев (1918-2007)
Осенний натюрморт. 1970 г.
Собрание ТХМ
Работал в разнообразных жанрах, отдавая предпочтение портрету, натюрморту, иногда обращался к пейзажу, а увлечение жанровой картиной на тему Великой Отечественной войны привело в 1960-е к совместной работе с Н.Я. Бутом и М.А. Новиковым над известной серией «Аджимушкай», а также к участию с Н.Я. Бутом в создании диорам: «Битва за Днепр»(Днепропетровск, 1975), «Битва за Армянск»( Крым, Симферополь, 1978-1980) и «Огненная дуга (Курская битва)» (Белгород, 1986).
М.А. Сычев — участник выставок с 1955 года — городских, областных, зональных, республиканской (Москва, 1975) и нескольких персональных: в Таганроге (1972, 1985, ТКГ), в Ростове (1983). Персональная выставка в Ростове принесла автору Диплом лауреата I степени областного творческого конкурса «Ради жизни на Земле», посвящённого 40-летию освобождения Ростовской области от фашистских захватчиков.
Михаил Сычев (1918-2007)
Тревожное письмо. 1981 г.
Собрание ТХМ
Михаил Сычев (1918-2007)
Весна. 1981 г.
Собрание ТХМ
Вспоминая замечательного живописца Михаила Антоновича Сычёва, без участия произведений которого, пожалуй, не проходит ни одна из патриотических музейных выставок, не могу не вспомнить то сильнейшее впечатление, которое на меня производили в разных ситуациях слёзы этого большого крепкого сильного мужчины, когда у него, человека закалённого многочисленными испытаниями, сдавали железные нервы.
Понимала, что они, его неподдельные мужские слёзы, выдавали и боль о пережитом, и об искренне им переживаемом в определённый жизненный момент. А ещё не забыть его щедроты, когда каждой осенью Михаил Антонович подъезжал на своей роскошной «Волге» к Картинной галерее и выгружал разнообразное обилие роскошных плодов его любимого дачного сада. Садовником, однако, Сычёв был тоже знатным!
Михаил Сычев (1918-2007)
Красные маки. 1980-е годы.
Собрание ТХМ
«Когда на склонах рдеют маки,
Как рдели долгие века —
Глаза слезами застилая,
Ожившая в душе тоска
Зовёт в просторы луговые,
Где спят, отпетые дождём,
Те, кто вовеки не вернулся,
Хотя мы их доныне ждём».
/ЛивиуДомиан/
Следующий по старшинству таганрогский художник-долгожитель Николай Гаврилович ЦЫКАЛОВ (1920-2010; на войне с 21 года), ушёл из жизни девяностолетним, но возраст его до последнего казался незаметным — настолько жизнелюбивым и неутомимым в творчестве был наш незабвенный Николай Гаврилович (последний раз он принял участие в Осенней выставке ТОСХР в 2009 году). Сдержанный, неразговорчивый, несколько «закрытый» в жизни, он был исключительно откровенен в своих работах, многих и разных, будь то интересный по найденному мотиву пейзаж, или безупречно исполненный натюрморт (то нежный — акварелью, то страстный и темпераментный — маслом) и, конечно же, его незабываемые портреты и выразительные жанры.
Николай Цыкалов (1920-2010)
К утру. 1978 г.
Уголь, акварель, белила.
Собрание ТХМ
Биография таганрогского художника, нашего земляка, графика по преимуществу, живописца по увлечённости во второй половине творчества, участника Великой Отечественной войны, тоже не безынтересна. Он вернулся домой с Орденом Славы III степени — «символом признания и благодарности простым солдатам, проявившим славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия» и стал одним из 350 тыс. воинов, награждённых Орденом Отечественной войны I степени, «почётным знаком доблести и чести».
Уроженец Таганрога, сын художника, он учился с 1927 по 1934 год в семилетней школе № 6, где его художественные способности (стал с 10 лет увлечённо писать маслом) заметила учитель рисования Нина Ивановна Беккер, предложив попробовать выполнить декорации для школьного самодеятельного театра. Получилось — и вдохновлённый юный художник там попробовал себя там ещё и как актёр. А ещё «стал бегать на занятия» в художественную студию авиационного завода, где его наставником был С.А. Орлов, учивший постоянно работать с натуры.
Приняв решение стать непременно художником, 18-летним, в 1938 году, поступил на живописный факультет Ростовского художественного училища (позднее — — училище им. М.Б. Грекова), но закончить не успел, в 1940 году был призван в Армию. В 1949-м после демобилизации работал руководителем городских изостудий в заводских клубах кожевенного и металлургического заводом, экстерном закончил училище, представив дипломную работу в серии рисунков «Комсомольская бригада в трубопрокатном цехе»; в 1950-м поступил на графический факультет Киевского художественного института, где из-за болезни (давали о себе знать боевые раны) проучился недолго. Вернувшись в Таганрог, стал работать в таганрогских художественных мастерских, где был избран членом Художественного совета, с 1967 стал кандидатом, а с 1972 года — членом СХ СССР.
В неутомимом творческом пути Н.Г. Цыкалова множество замечательных достижений. Среди первых — участие в 1952 году в Республиканской выставке «Великие стройки коммунизма», где была представлена совместная с таганрожцем Стасенко работа «Металлурги Таганрога — Волгодонску», за ней — участие в 1970 году на 4-й республиканской художественной выставке «Советская Россия», посвящённой 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (была показана графическая работа таганрогского художника Н.Г. Цыкалова «Девчата», сегодня входящая в число его 15 разнообразных произведений из собрания ТХМ).
Николай Цыкалов (1920-2010)
Девчата. 1969 г.
Уголь, белила.
Собрание ТХМ
Цыкалов увлечённо работает в пейзаже: пишет окрестности Таганрога, вдохновляется видами Крыма и Кавказа; тонкий знаток человеческого характера, он часто обращается к портретному жанру, работает над серией «Наш современник»,посвящённой труженикам заводов, полей и ферм. Особая дружба связывала художника в 1970-80 -е гг. с Таганрогским судоремонтным заводом, работники которого вдохновляли и на создание портретов, и содержательных жанровых картин.
Николай Цыкалов (1920-2010)
Таня. 1960-е годы.
Уголь.
Собрание ТХМ
В 1960-е приходит увлечение акварелью, следствием которого — появление в творчестве тонких трогательных композиций из любимых цветов художника, с 1980-х на городских выставках обращают на себя внимание смелые сочные, неожиданно новые «цыкаловские» натюрморы, выполненные маслом.
Выставок на счету Цыкалова немало; с 1949 года он постоянный участник городских, областных, а также зональных выставок («Советский Юг» — 1967, 1974, 1978). Значительным событием в творческой жизни художника была организация его персональных выставок, которые проходили в Библиотеке им. А.П. Чехова (1958), в Таганрогском краеведческом музее (1978), в ТКГ (1981-82, 2002).
Мои личные впечатления напоминают мне всегда галантного, внимательного человека, не любящего много говорить о себе, несколько замкнутого, как-то держащегося немного в стороне от своих собратьев. Почему — не смела спросить, только помню как трудно пришлось мне его уговаривать прийти на памятную встречу 1985 года, волновалась, что не придёт, но он всё-таки обрадовал меня, хотя и появился с опозданием. Спасибо за отзывчивость и понимание, дорогой Николай Гаврилович!
Жаль, что более, как бывало, не встречаемся просто на улице поговорить о том, о сём….
Николай Цыкалов (1920-2010)
Весёлый разговор. 1960-е годы.
Монотипия.
Собрание ТХМ
«Какая музыка была!
Какая музыка играла!
Когда и души, и тела
Война проклятая попрала.
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души, и тела топтала»
/ А. Межиров/
Художники Василий Сергеевич Орлов и Николай Иванович Богославец не были участниками Великой Отечественной войны. Так сложились их судьбы, что война коснулась их по-другому — и по-разному, оставив тяжёлый след в их человеческих и творческих судьбах.
Старейший художник нашего города Василий Сергеевич ОРЛОВ (1910-2010; в немецком трудовом лагере с 31 года), известный не одному поколению таганрожцев, прожил долгую, творчески насыщенную жизнь, постоянно и неустанно работая — буквально, до последних дней. И казалось, так будет и будет. Лёгкая походка, джинсовая куртка, сумка через плечо… Короткое приветствие при встрече и … поспешил в мастерскую, куда ходил изо дня в день, утром и вечером.
Василий Орлов (1910-2010)
Основатель города. Из серии «Памятные уголки Таганрога». 1979 г.
Пастель.
Собрание ТХМ
Один из окружавших меня в юности людей, он располагал к себе своим вниманием, тактом, обязательностью и многими другими человеческими качествами, так привлекавшими меня и во всех сотрудниках краеведческого музея, среди которых мне посчастливилось оказаться, когда была принята на работу в музей в далёком 1969 году (Василий Сергеевич тогда часто находил себе там дело или просто заходил в гости). Многочисленные встречи в музее в разных ситуациях привели к взаимной симпатии, возможно, дружбе, основанной прежде всего на его внимании ко мне. Всегда с утра одним из первых поздравлял меня со всеми праздниками, со всеми событиями в моей личной жизни, никогда, конечно, не забывал о дне рождения, а ещё, как в то время было принято, по тем же поводам посылал по почте поздравительные открытки (храню!).
Среди многих личных впечатлений, связанных с Василием Сергеевичем, осталось сильнейшее, незабываемое, связанное с подготовкой в музее его персональной юбилейной выставки в 2005 году. Для задуманной ретроспективной экспозиции выбирали работы из фондов музея, из мастерской на улице Ленина, нашлось что-то необходимое и из картин, хранившихся в квартире художника, многое и интересное удалось «откопать» и в старой мастерской на Исполкомовском. Не забыть как, упаковав достаточно много картин с Исполкомовского, он, несмотря на моё предложение вызвать из музея помощников, решительно отказался и сам взялся их нести. Мне пришлось послушаться (спасибо, хоть мне было позволено взять что-то). При том, что на дворе был январь ( выставка открывалась ко дню рождения художника), было морозно, скользко, и ноша отнюдь не была лёгкой, впереди меня шёл 95-летний человек твёрдой походкой, за которым, скользя, я едва поспевала!
Василий Орлов (1910-2010)
Сумерки. Из серии «Памятные уголки Таганрога». 1979 г.
Пастель.
Собрание ТХМ
Правда, жаль, что не пришлось Василию Сергеевичу принять участие в его последней, 10-й (!) персональной выставке в музее, посвящённой 100-летию художника — говорил, что «приболел немного», но в том же, 2010- м, осенью, с глубоким прискорбием мы попрощались с ним навсегда…
Что же касается художественного творчества Василия Сергеевича Орлова, то об этом художнике можно было бы сказать очень много, поскольку за свою долгую жизнь он создал большое количество живописных и графических произведений, выполненных в разнообразных жанрах. Василий Сергеевич даже немного работал в качестве иллюстратора и театрального декоратора, и, пожалуй, главное — этот художник по праву считается летописцем Таганрога, который он искренне любил и считал своей второй родиной.
Пора, наверное, обратиться к биографии художника, такой большой и, конечно, небезынтересной. Попытаюсь изложить её, насколько это возможно,кратко. В.С. Орлов родился в небольшом уездном городе Грайворон (Гайворон)Курской губернии, ныне Белгородской области. Дед его, крепостной гр. Шереметьева, был иконописцем, отец, Сергей Александрович, учился в Киевской рисовальной школе Н. Мурашко и в Пензенском художественном училище у К.А. Савицкого, был простым преподавателем рисования и первым наставником сына, окончившего в 1932 году Харьковский художественный техникум.
В 1933 семья переехала в Таганрог. Сергей Александрович был учителем рисования в 10-й школе, в учительском институте, преподавал в городских художественных студиях, в 13-й и 14-й школах работал учителем и Василий Сергеевич. Орловы стали одними из первых членов организованного в 1934-м товарищества «Художник» таганрогского филиала кооперативного объединения «Всекохудожник»; Орлов-отец в 1935-м был избран председателем правления товарищества, а Орлов-сын, принял участие в оформлении экспозиции городского краеведческого музея (работал над разделом «Скифы»).
Первые станковые композиции В.С. Отлова были связаны с историей города Таганрога, как , например «Бой на Каменной лестнице в 1846 году». Появились тогда и первые таганрогские пейзажи и виды его окрестностей, которые были представлены в 1935 году на выставке художников-таганрожцев. И, заметим, что после этого первого участия в городских выставках ни один творческий смотр таганрогских художников не обходился без его участия, а в 1937-м впервые он показал работы из своих в то время увлекавших его разнообразных тематических серий — на областной выставке и на памятной, довоенной, проходившей в Ростове-на — Дону в начале 1941-го.
Великая Отечественная война вписала в судьбу В.С. Орлова работу в трудовых немецких лагерях. Когда остарбайтеру Орлову предложили освободившие заключённых канадские войска переехать в Канаду, он отказался, и после долгожданного возвращения домой, в Таганрог, в 1946 году вернулся в Товарищество, создал впечатляющий цикл «В фашистской неволе», стал принимать участие в городских выставках, и, будучи замеченным, стал членом СХ России.
Но через три года художник из Союза был исключён — по какой же причине? Не потому ли, что отец, Сергей Александрович, неизвестно почему был осуждён в 1946-м на 10 лет, и по всей вероятности, ушёл из жизни в тюрьме 65-летним, в 1951- м году — а в 1953-м был посмертно реабилитирован… После этого Василию Сергеевичу предложили восстановиться в Союзе, но он отказался. Так что и после немецких бараков пришлось ему пережить немало. И чтобы заглушить накопленную за годы боль, стал работать и работать, не останавливаясь, не пропуская ни одного дня, и так до конца своих дней, без жалоб, без каких-либо контактов с чужими, часто осуждающими его людьми, находя в творчестве покой и удовлетворение, создавая всё новые и новые произведения в разнообразных жанрах, пробуя себя в разнообразных художественных техниках.
В 1960-х, занялся созданием театральных декораций для народного драматического театра металлургов. И, по сложившейся традиции, через каждые пять лет после первой персональной выставки 1953-54 г. ( после этой выставки художник подарил музею все свои картины, участвовавшие в ней) он «отчитывался» очередной выставкой. Сотрудников «картинки» всегда радовали встречи с Василием Сергеевичем после его очередных творческих поездок, в результате которых появлялись новые работы, и мы тогда первыми высказывали свои о них впечатления.
Иногда он приносил нам и свои литературные пробы, читал этюды — рассказы на сюжеты, чаще связанные со старым Таганрогом (некоторые из них были опубликованы в газете «Таганрогский пенсионер» в 2021 году). Не могу не отметить ещё одно из замечательных качеств В.С. Орлова как художника, готового поделиться секретами своего мастерства. Василий Сергеевич никогда не отказывался от организуемых музеем встреч художников со зрителями, выступал перед любой аудиторией, особенно «зажигая» интересом к художеству детей.
Василий Орлов (1910-2010)
Дворик Картинной галереи.
Из серии «Памятные уголки Таганрога». 1979 г.
Пастель.
Собрание ТХМ
Никогда не останавливаясь, продолжая неустанно творить, он и в преклонном возрасте устроил в 1995 персональную выставку в библиотеке им. А.П. Чехова, в 2005 — в художественном музее, продолжал, как всегда, принимать участие в традиционных периодических выставках таганрогских художников (последняя с его участием была в 2005-м!), к сожалению не смог присутствовать на своей персональной, традиционной — через пять лет — в
ТХМ в 2010.
В том же — 2010-м году — Василий Сергеевич был объявлен почётным членом Союза художников, получил членский билет. А когда один из корреспондентов спросил, в чём секрет его долголетия, ответил: «Главное — жить по совести, любить своё призвание, работать, дорожить близкими, и все получится». И прибавил «Прожил век, а кажется, что день пролетел». Кроме того, в этом же году в Ростове-на-Дону было открыто две выставки В.С. Орлова: в августе в Музее Современного изобразительного искусства на Дмитровской ( из частных собраний 5 коллекционеров Ростова и Таганрога), и в декабре в Выставочном зале СХ на ул. Горького, прошедшие с неожиданно большим успехом.
Василий Орлов (1910-2010)
Раннее утро. Середина ХХ века.
Пастель.
Собрание ТХМ
Нельзя не напомнить, что с 1997 года, ещё при жизни художника, до 2018- го (уже без него) на мировых аукционах при содействии одного из его поклонников было продано 23 работы В.С. Орлова, Самый дорогой лот «Родные просторы» («По родному краю») 1950-х гг. был продан за 10835 долларов в 1997-м году в Лондоне на аукционе «Christie,s».
«Лёгкий школьный вальс
Тоже был у нас:
У него судьба была такая:
Помню как сейчас — наш десятый класс
Закружила вьюга фронтовая».
/ А. Литвинов/
Художник Николай Иванович Богославец (1925 — 2022; узник нацистского концлагеря с 18 лет), член Союза художников России, родился на Украине — в городе Зеньково Полтавской области. С 1983 года поселился с семьёй в Таганроге, где его художественный дар стал особенно развиваться, и где он сумел завоевать и расположение коллег, таганрогских художников, и признание публики.
Жизненная и творческая биография Н.И. Богославца насыщена и интересна. Учёбу в школе прервала война: в 1941 успел закончить 9 классов средней школы, в 10-й в сентябре идти не пришлось. Осенью 1941-го город был оккупирован немцами, и Николай оказался одним из тех «зеньковцев», кто был отправлен на принудительные работы в Германию. В 1943-м за попытку побега оказался в концлагере Грос — Розен (в 1954-м там был установлен монумент-мавзолей, с 1983-го на территории лагеря — мемориальный музей в память об умерших и убитых там 40 тыс. человек), где пробыл с лета 1943-го по весну 1945-го. После освобождения из плена, пройдя проверку НКВД, как и все возвращавшиеся из плена военные и гражданские, вернулся домой.
В 1947 -м окончил десятилетку, поступил в Харьковский художественный институт, по распределению от института в 1953-м был направлен в Чугуево, на родину И.Е. Репина: участвовал в организации детской художественной школы, преподавал в школе, а также принимал активное участие в создании там Музея им. И.Е. Репина, открытого в 1970 году. В том же, 1970-м переехал на Донбасс, где также участвовал в организации художественной школы в Енакиево (филиал школы — студии Донецка), преподавал там.
В 1983 открылась новая — таганрогская! — страница биографии Николая Ивановича: работа в бюро эстетики завода «Кузробот», первое участие в выставке таганрогских художников, с 1985, с выходом на пенсию — активная творческая жизнь на новом месте: работа в разнообразных видах и техниках графического искусства с увлечённостью экслибрисом (участие в выставках экслибриса в Чугуеве, Донбассе, Кемерове). Впервые представил себя таганрожцам персональной выставкой экслибриса, проходившей в 1984 в Музее «Градостроительство и быт Таганрога», в 1985-м — в Таганрогской картинной галерее.
Художник обращался к живописи в её жанровом разнообразии, отдавая предпочтение портрету, пейзажу, увлеченно занимался композиционными поисками тематических картин. Участвовал во многих разнообразных выставках городских художников; был приглашен в 1988-м Добровольным товариществом любителей книги УССР для участия в Республиканской выставке украинского экслибриса в Киеве.
Свои творческие достижения он смело и открыто демонстрировал на персональных выставках в Выставочном зале Таганрогской организации СХ России (2003; 2015- юбилейная к 95-летию со дня рождения), в 2010 — на юбилейной к 85-летию в ТХМ, в 2015 в ТХМ на «Выставке одной картины» представил «Портрет Кобзаря»(графика, к 200-летию Т.Г. Шевченко).
Николай Богославец (1925-2022)
Лес осенью. 1980-е годы. Акварель.
Собрание ТХМ.
Напомню также, что Н.И. Богославец был одним из инициаторов и создателей Таганрогского общества узников фашизма ОСТ. 7 мая 1999 года в сквере Чехова на собранные пожертвования был установлен памятный знак узникам фашистских лагерей, 1-й в Ростовской области и 3-й по всей России. А в 2014 — м в издательстве «Лукоморье» вышла книга Н.И. Богославца «Эхо. Суд памяти».
Мои личные впечатления отсылают меня к памяти о Николае Ивановиче, первая встреча с которым произошла в 1985-м году во время работы над его первой выставкой в Картинной галерее — выставкой экслибриса. Я его запомнила как человека исключительно обязательного, порядочного, ответственного, внимательного. За долгие годы общения — более 35 лет, — узнала его как неутомимого труженика, постоянно стремящегося к самосовершенствованию, как тонкого ценителя художественных произведений (помню, как он часто приходил в музей, делился своими впечатлениями и суждениями о наших работах, о произведениях, представляемых на выставках).
Не забыть, как тщательно готовился к своим персональным выставкам, как болезненно реагировал на предлагаемую, но не одобренную к участию в выставке ту или иную работу (понимаю, его, наверное, больше теперь, постепенно узнавая его и понимая, сколько труда и каких духовных усилий требовало от художника каждое его создание, понимаю, что напрасно показывали не всё, ведь каждая работа для художника — сомнение, преодоление, но всё таки — итог).
А ещё — мы с Николаем Ивановичем соседствовали по нашей улице Чехова, хотя и жили в разных домах, но совсем неподалёку и, конечно, часто виделись, обмениваясь не только приветствиями, постепенно всё больше узнавая друг о друге, и огорчались, когда какое-то время не встречались. Мне как-то стало особенно тревожно в последние его годы, хотя он не любил говорить при тогда уже редких встречах о своём нездоровье, старался быть, как прежде, аккуратным, подтянутым, улыбчивым и внимательным. …. Встречалась с родственниками, узнавала у них о его самочувствии, радовалась, когда они говорили, что продолжает изо дня в день понемногу работать, думалось, что хотел, также как Василий Сергеевич, с которым приятельствовал, непременно дожить до 100! Но, увы, ушел в 97 лет, но, наверное, удовлетворённым, тем, что немало успел.
Не могу не заметить, что старое поколение таганрогских художников вообще отличалось долгожительством. Смотрите, почти все те, о которых вспоминали здесь, за исключением Стасенко, прожившего всего 51 год, и К. Иванова, дожившего только до своего 65-летия, прожили долгую жизнь. Переступил 80-летний рубеж Сычёв; ушёл в 89, 90-летний юбилей не успев отметить, Цыкалов; перешагнули через 90 Новиков, дожив до 92 — х, и не упомянутый сегодня, но также незабвенный И.Г. Дереберя, проживший 91; З года не хватило до ста Богославцу, Орлов, как и обещал, дожил до100 — всего лишь месяц не хватило ему, чтобы начать свой новый век!
Закончить рассказанное хотелось бы мыслью, высказанной знаменитым французским скульптором О. Роденом: «Искусство- это отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается». Воистину, рассмотренные произведения, отражающие судьбы и сердца наших незабываемых художников, не могут не волновать сердца других, сегодняшних и, надеемся, будущих поколений и потому говорим их создателям:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
/Ф. Тютчев/