\n\n\n\n\n\n\n\n
   


Наши новости:

27 октября 1900 года родилась Лидия Русланова – заслуженная артистка РСФСР, советская певица, исполнительница русских народных песен. Она пела у Рейхстага, когда советские войска вошли в Берлин, ее творчество стало образцом русского фольклора для иностранцев. Самые известные композиции в исполнении Лидии Андреевны: «Валенки, валенки», «Катюша», «На улице дождик».
Сегодня всех наших онлайн-посетителей мы приглашаем на художественно-музыкальное мероприятие, которое пройдет в немного необычном для нас формате.
"Жизнь в песне" - это небольшой рассказ о жизни и творчестве великой советской певицы, с чьим именем связана коллекция Таганрогского художественного музея.

Приятного просмотра и до новых встреч уже в уютных залах нашего музея!


Уважаемые посетители!
ВНИМАНИЕ!
0195ba37fdf9b16a62a9170c426dd6f6_XL.jpg

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 14.10.2020 г. №86 "О внесении изменения в постановление Правительства Ростовской области от 05.04.2020 г. №272", в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области и в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19), билеты в музей можно приобрести только дистанционно: по карте на кассе музея или ОНЛАЙН через национального билетного оператора www.kassir.ru

Мы обеспечиваем все меры безопасности на территории музея и стараемся сделать для вас посещение наших экспозиций и выставок максимально комфортными в новых условиях.

Ждем всех в нашем музее:
- экспозиция "Три века русского искусства" - ул. Александровская, 56;
- выставка "Свет сквозь века" - ул. Александровская, 56;
- экспозиция "Музей под открытым небом" - ул. Александровская, 56;
- экспозиция "История России. Век XX" - пер. Лермонтовский, 22.


Безымянный.png

Что такое вдохновение? Истинный творец находит прекрасное в любом миге: улыбке, причудливом облаке, ветке дерева. Ненастье тоже может вдохновить на создание шедевра. Осень - время дождей и меланхолии. Чем ближе холодная зима, тем больше плачет осень долгими холодными  дождями  и вздыхает холодным промозглым ветром, заставляя задуматься о вечном и немного погрустить.  В собрании Таганрогского художественного музея находится работа  таганрогского художника  Е. Д. Очередько « У старого вокзала».  Давайте посмотрим глазами художника на осеннюю погоду и почувствуем романтику этого времени года.

Что такое осень – это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был…

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень – темная даль…

Тает стаей город во мгле,
Осень, что я знал о тебе?
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права.

 

Слова из песни группы ДДТ  «Осень», написанной  Ю. Шевчуком в 1991 году.


Безымянный.png

29 октября в России  отмечают  День рождения Комсомола. На первом Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 года было принято решение о создании Российского коммунистического союза молодежи - РКСМ. Позднее эта организация дважды переименовывалась: в 1924 году ей было присвоено имя Ленина, а в 1926 году в названии появилось слово «всесоюзный». В итоге и получился ВЛКСМ - Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи.

     Комсомольцы, ставившие   партийные и государственные интересы выше личных,  всегда считались «помощниками и резервом» КПСС, «молодыми строителями коммунизма». Они участвовали в коллективизации и комсомольских стройках, проводили просветительскую, агитационную и пропагандистскую работу среди безграмотного крестьянского населения. Модернизация крестьянского быта самым тесным образом была связана с деятельностью изб-читален, поэтому советские органы власти уделяли их развитию особое внимание. Появившись в XIX веке, изначально она была центром просвещения в деревне. Однако в культурно-просветительских практиках дореволюционной России изба-читальня только формировалась, а в советской России оказалась активно востребованной. Главными направлениями деятельности изб-читален в 1920-е г.г. были выдача книг, ликвидация безграмотности, громкая читка газет и журналов, организация бесед и докладов.  При этом деятельность изб-читален находилась под пристальным контролем советских органов власти.  Картину кисти  Е. Ф.  Грошева «Избач. 20 год»  можно увидеть в новой экспозиции «История России. Век XX», по адресу пер. Лермонтовский, 22, а в историческом здании музея по адресу ул. Александровская, 56  проходит выставка «Все профессии нужны», на которой представлены   картины с изображением  всех лучших  комсомольцев  Советского Союза, написанные знаменитыми художниками этого периода. 


IMG_20201029_110140_306.jpg
Фото от Лида 29 октября родился Андрей Петрович Рябушкин (1861 - 1904) - русский живописец, мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Довольно не обычным в творчестве художника является портрет Ильи Федоровича Тюменева - литератора, художника, библиофила, просветителя. Рябушкин и Тюменев познакомились в Академии художеств, где они оба учились. Вскоре знакомство переросло в крепкую дружбу, и Рябушкин стал часто ездить к Тюменеву в его имение Приволье. Там специально для Андрея Петровича был отведён отдельный домик с мастерской, где художник прожил до 1901 г. и создал здесь большую часть своих произведений, в том числе видов усадьбы «Приволье» и портретов своего друга И.Ф. Тюменева.

бан.jpg
Дорогие друзья, приглашаем вас 31 октября в 15.00 ( корпус «Современное искусство» — переулок Лермонтовский, 22) на музыкальную экскурсию «По Ситцевой стороне Господской улицы», во время которой вы познакомитесь с нашей новой — яркой и масштабной! — экспозицией «История России. Век ХХ». Перед вами предстанут Дворянское гнездо и загадочный грузинский замок,​ прямо навстречу вам помчится легендарная тачанка … А ещё​ для вас споют озорные шолоховские петухи!..
Впрочем, этим список художественных чудес отнюдь не исчерпывается...
О покупке билетов лучше позаботиться заранее — с помощью онлайн-сервиса КASSIR.RU, пройдя вот по этой ссылочке:https://rnd.kassir.ru/drugie/ekspozitsiya-iskusstvo-xx-xxi-vekov#442767
Справки по телефону: 36-20-50
Приходите в музей! Отдыхайте красиво!

27  октября 1855 года родился Иван Мичурин - известный ученый, биолог, основоположника научной селекции.

ТХМ_ОФ_2052.jpg

Иван Владимирович Мичурин говорил «Я, как помню себя, всегда и всецело был поглощён только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни».

В Таганрогском художественном музее хранится Портрет И.Д. Мичурина работы Юрия Ростовцева. 


ТХМ_ОФ_58.jpg

26 октября 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин - художник, воин и пацифист, страстный исследователь новых географических ландшафтов, стран и людей, живописец, сумевший кардинально трансформировать жанр батальной картины в изобразительном искусстве.  

Почти всю жизнь В.В. Верещагин проводит в экспедициях, военных походах, разъездах и путешествиях. Он учился и жил в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве. Участвует в долгих экспедициях и путешествиях - по Кавказу, Туркестану, западному Китаю, Семиречью, Индии и Палестине. Путешествовал по Европе и России. Был на Филиппинах и на Кубе, на Тянь-Шане, Америке и Японии.

Как военный, он добровольцем участвует во всех войнах и военных походах России, которые происходили в то время. Василий Васильевич окончил морской кадетский корпус, был участником военных походов (Туркестанский поход), в составе маленького русского гарнизона выдержал тяжёлую осаду Самарканда. За что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

Итогом двухлетнего кропотливого труда, стала знаменитая серия «Варвары». Смысловым  центром  которой можно  назвать  многофигурную  композицию  «Торжествуют». 

В 1901–1902 годах Верещагин предпринимает далекую и небезопасную поездку на Филиппинские острова и Кубу. Во время этого путешествия были созданы множество рисунков, серии этюдов масляными красками, несколько картин, а результатом явилось большое полотно «Взятие Рузвельтом Сен-Жуанских высот» (1902), воспроизводящее один из эпизодов военных действий на Кубе. К числу подготовительных материалов  к  этому  произведению  относят  и  этюд  с  изображением  фрагмента  грандиозной  крепости Сан-Педро де ла Рока (Эль Морро). Эта крепость, возведенная в ХVI веке завоевавшими Кубу испанцами, была  значительным  и  важным  транзитным  портом  Испании  и  надежным  форпостом,  защищающим город от нападений пиратов. Свое впечатление от увиденной воочию величественной красоты крепости художник воплотил в небольшом этюде «Крепость в Сант-Яго», представляющим  своеобразие  архитектуры  выдающегося оборонительного сооружения.

Небольшой холст из собрания  Таганрогского  художественного  музея  бесспорно  можно  отнести  к  числу  лучших  пейзажных этюдов выдающегося художника-путешественника.


Добрый день, дорогие друзья!

Предлагаем вашему вниманию онлайн-лекцию  о жизни и  творчестве замечательного художника-передвижника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Желаем Вам приятного просмотра!


Приглашаем  студентов и старших школьников принять участие в нашем онлайн-конкурсе двойников киноперсонажей «Милый Шурик, это ты?», приуроченном к Международному дню студента — и юбилею Шурика!) В этом году образу студента из кинокомедий Л.И. Гайдая, созданному А.С.Демьяненко, исполняется 55 лет!
 
Положение о конкурсе Вы найдёте по этой ссылочке: Положение конкурса двойников киноперсонажей , подготовившие участников конкурса, получат благодарственные письма, все участники — красивые сертификаты. Лауреаты конкурсы будут достойно вознаграждены!
 Шурик.jpg
Для участия в конкурсе нужно подготовить видеоролики продолжительностью до 5 минут. Просим по возможности обратить особое внимание на  самую «музейную» номинацию  «За мной, туристы!». Наверняка рядом с вами есть чудесные места, о которых стоит рассказать другим — молодо, тепло и интересно!)

Николай Рубцов

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю,

Листьям, корове, грачу,

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября...

 Безымянный.png

С. М.  Домусчи  «Осень»


ТХМ_ОФ_4525.JPG

Профессия врача – одна из самых древних и важных для человечества. За тысячи лет своего существования она претерпела значительные трансформации, и современные доктора не только лечат болезни, но и занимаются их профилактикой, порой творя чудеса.

Чтобы стать врачом, надо обладать недюжинным интеллектом и огромным желанием спасать людей.

Врачи всего мира стали сегодня героями для каждого из нас. Они жертвуют своим здоровьем и спокойствием, тратят своё время и силы, чтобы спасти самое главное, что есть у человека -его жизнь.

Перед вами произведение Е.Г. Шегаль «Ночное дежурство»  1960-е гг.

Елена Григорьевна Шегаль - известный советский живописец-портретист, дочь выдающегося художника Григория Михайловича Шегаля.

Училась у В. В. Почиталова и у своего отца Григория Михайловича Шегаля. Время войны провела в эвакуации в Башкирии, а по возвращении в Москву поступила в Московский Государственный художественный институт им. В.Сурикова, который закончила в 1949 по мастерской С. В. Герасимова. Любимый жанр Елены Григорьевны — портрет.

В картине «Ночное дежурство», художнице удалось  передать   внутреннюю  мобилизованность,  профессиональную собранность и готовность врачей, которым выпало ночное дежурство. Именно такие люди, волевые, целеустремленные, проникнутые сочувствием к болям и страданиям человека и приходят  к профессии врача.


Уважаемые посетители приглашаем посетить новую экспозицию

« История России. Век ХХ»
 Переулок Лермонтовский,22

Слон-живописец. Иллюстрация к стихотворению С.Михалкова.
7fb0373b-59f7-4931-8e92-e2e6c27b343c.jpg
Каневский Аминадав Моисеевич (1898-1973) Советский художник- сатирик, график, иллюстратор и карикатурист.  Член Союза художников СССР, Народный художник РСФСР и СССР, Академик Академии художеств СССР. Учился у Николая Куприянова, Дмитрия Моора, Павла Павлинова и Владимира Фаворского. Автор знаменитого образа Мурзилки- жёлтого пушистого персонажа в красном берёте, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
В годы Великой Отечественной Каневский активно работал в области политической сатиры.

«Все профессии нужны»

ТХМ_ОФ_425.jpg

Владимир Егорович Маковский. В швейцарской. 1893 г.

Если перенестись в прошлое и войти в состоятельный дом, то через парадный вход мы бы попали в вестибюль – бывшую Швейцарскую комнату, в которой находился лакей - швейцар. В его обязанности входило встречать приходящих, принимать от них верхнюю одежду.

Зарождение профессии швейцар произошло в Древнем Востоке. Увеличилось число паломников, торговцев и бродячих артистов. Появились первые гостиницы. На входе в  которые стали появляться служащие,  приглашающие путешественников войти и отдохнуть. 

Исторически русское название данной должности — «придверник». Название «швейцар» появилось позже.

В России до конца XVIII века слово «швейцар» означало - «житель Швейцарии». Николай Карамзин в 1793 году писал: «Госпожа NN… возвращается теперь к своему мужу, который родом швейцар».

XVIII век для Швейцарии был тяжелым, население спешно покидало рубежи своей страны. Многие бежали в Россию. Незнание языка заставляло их устраиваться на низкооплачиваемую работу на постоялые дворы и небольшие отели. На все вопросы эмигранты отвечали только одно: «швейцариц». И за людьми, встречающими гостей у дверей заведений, закрепилось название «швейцар».

 А жителей альпийской страны  стали называть швейцарцами.


ТХМ_ОФ_1634 - копия.jpg
21 октября 1903 родился Михаил Васильевич Куприянов - советский, российский художник-живописец, график, карикатурист, член творческого коллектива «Кукрыниксы». Он с раннего детства рисовал. В 16 лет подросток на выставке самодеятельных художников получил первую премию за пейзаж, написанный акварелью. Свои 18 и 19 лет М. Куприянов провёл в Ташкенте, учась в художественных мастерских и живя в интернате, а позже уже продолжил серьёзную учёбу в Москве во ВХУТЕИНе. Туда его взяли без экзаменов. В разгар обучения в 1925 году вместе с друзьями П. Крыловым и Н. Соколовым он создаёт творческую группу «Кукрыниксы», которая активно работала 66 лет и имела огромную популярность.
В таганрогском художественном музее хранится иллюстрация Кукрыниксов к произведению А.П.Чехова "Хирургия". 1945 год. бумага, акварель  

Мой Урал, небесный свод,
Воды сладкие как мед;
Мои долы и леса,
Родины моей краса,
Переливы светлых рек,
Весь я с вами слит навек.
Я гляжу на цепи гор
В нашем благостном краю,
И, вбирая их простор,
Божью милость познаю.
На вершинах серебром
Снег сияет при луне;
Золотеют они днем
В ярком солнечном огне.
А вокруг дремучий бор
Обволакивает взор;
Стелется плакун-трава,
Словно вышитый ковер.
Песней небо раскололось –
Соловей поет в долу;
Как азан, звенит тот голос,
Богу вознося хвалу.
Не зовет ли на молитву
Верных мусульман?
Провожает меня в битву,
Мой Урал, родимый стан…
Салават Юлаев.jpg

Эти строки принадлежат Салавату Юлаеву —​ башкирскому национальному герою и поэту-сказителю, участнику Крестьянской войны 1773—1775 годов, сподвижнику Емельяна Пугачёва. В октябре 1775 года скованный по рукам и ногам любимый уральский батыр был отправлен на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Там он провёл последние 25 лет​ жизни, окончив свой путь в 1800 году.

Башкирский фольклор хранит память о своём герое и поныне — о нём сложены песни, дивные легенды...

Так, в легенде «Почему в горах хрусталя много?» говорится «когда Салавата Юлаева поймали и сослали на каторгу, вся Башкирия плакала. Люди плакали целыми семьями и аулами. Их слёзы уходили под землю и превращались в хрусталь»…

Преодолеть тьму веков и заглянуть к поэту в гости нам сегодня вновь помогла работа советского художника Николая Лакова (1894-1970).Называется она и просто, и ёмко «Салават Юлаев». Благодаря ей мы тоже можем погреться у костра и послушать стихи поэта…


«Все профессии нужны»

MyCollages (1).jpg

Ежегодно 20 октября свой профессиональный праздник — День повара — отмечают повара и кулинары всего мира.

Первые повара появились, когда люди научились обрабатывать еду на огне. И случилось это не сразу, так как изначально единственным источником пропитания была охота (но мясо долго ели сырым) и собирательство.

В Древней Греции возник культ Акслепия, его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей им была кухарка Кулина. Молва присвоила Кулине имя десятой музы. У римлян десятая муза так и называлась Кулинария. Она стала покровительницей поварского дела, получившего название «кулинария» (от лат. culina кухня). В древнейших письменных памятниках Вавилона, Египта, Китая и арабского Востока уже содержатся записи кулинарных рецептов. В Древнем Риме происходили даже восстания поваров, подчинивших себе некоторые города. При императорах Августе и Тиберии (около 400 года н.э.) были организованы первые школы поварского искусства во главе которых стоял волшебник котла — великий повар Апиций. Некоторые блюда Древнего Рима и Греции стоили целые состояния. В Афинах, например, готовили такое праздничное блюдо: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь - в козленке, козленок – в овце, овца - в быке, все это жарилось на вертеле, а самому почетному гостю доставалась маслинка.

В конце Средних веков, благодаря пряностям с востока, кулинария получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия. При Людовике XIV высокого мастерства достигли повара Франции, и с тех пор Италия и Франция постоянно соперничают. В развитии кулинарного дела участвовали многие ученые, писатели и политики - изобретателями новых блюд были Ришелье, Мазарини. Александр Дюма-отец и Бальзак внесли свой вклад в национальную кухню. Мишель Монтень написал книгу «Наука еды». В итальянских ресторанах есть блюда, которые придумал композитор Россини.

В 19 веке кулинарные школы появились повсеместно.

На Руси долгое время кулинария была семейным делом. Как правило, за нее отвечала самая старая женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при дворе, а затем в монастырских трапезных. Профессиональной, кулинария стала в России только в XVIII веке.

 

PT_jYDZ2qm0.jpg
20 октября 1907 г. в селе Баш-Ширак Карсской области родилась художница Мариам Аршаковна Асламазян. Работы Мариам яркие, светлые. Мариам Аршаковна утверждала “После ряда тяжелых испытаний, я начала еще больше ценить удовольствия жизни. Рисуя, я восхищалась природой моей родины, свободным духом моего народа, сладкими фруктами. Самое важное для меня была моя работа, остальное не интересовало меня”. Работы Мариам Асламазяна хранятся в многочисленных музеях Софии, Берлина, Ленинграда, Венеции, Токио, Дели и т. д. В Таганрогском художественном музее хранится работа М.А. Асламазян "Наши овощи" 1965 г.

MyCollages.jpg

19 октября 1835 года  Николай Гоголь просит у Пушкина сюжет, который впоследствии станет пьесой «Ревизор». 26–летний Николай Гоголь в письме к Александру Пушкину обратился с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее чёрта. Ради Бога. Ум и желудок мой оба голодают»

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия.

Итак, на основе истории, рассказанной Пушкиным, Гоголь создал свою комедию «Ревизор». Написал всего за два месяца. В январе 1836 г. Гоголь читал комедию на вечере у В.А. Жуковского в присутствии А.С. Пушкина, П.А. Вяземского и других. А 19 апреля 1836 года комедия была поставлена на сцене Александрийского театра в Петербурге.

Графические портреты Н.В. Гоголя и  А.С. Пушкин работы Анатолий Захарович Давыдов хранятся в Таганрогском художественном музее. 


Уважаемые посетители!
ВНИМАНИЕ!
IMG_20201016_133915_923.jpg
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 14.10.2020​ №​ 86​ п.4.6. «О внесении изменения в​ постановление​ Правительства​ Ростовской​ области​ от​ 05.04.2020 № 272»

с 16 октября 2020 года вход в музей осуществляется ТОЛЬКО по билетам, приобретенным ОНЛАЙН через национального билетного оператора https://rnd.kassir.ru/selection/taganrogskiy-hudojestvennyiy-muzey

Мы обеспечиваем все меры безопасности на территории музея и стараемся сделать для вас посещение наших экспозиций и выставок максимально комфортным в новых условиях.

Без названия.png


Добрый день, дорогие друзья! 

Приглашаем вас послушать рассказ об истории хлеба в культуре и искусстве. В первом сюжете вы  познакомитесь с картиной неизвестного европейского художника XVIII века «Тайная вечеря» из собрания ТХМ  и узнаете о роли хлеба в христианской культуре. Во втором сюжете «Трудом взращенный» вас ждет знакомство с темой жатвы. Сбор урожая, жатва  – темы пронизывающая всемирную историю искусства. В культурном наследии многих народов существуют произведения со сценами полевых работ. В традициях русской живописи уборка пшеницы многие годы была одной из ключевых тем, к которой прибегали почти все ведущие художники.  


Добрый день, дорогие друзья! 

Изготовление кукол из природного материала уходит своими корнями в далекое прошлое. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. Изготовляли их без ножниц, иголок. «Безликая», кукла позволяла детям фантазировать, выдумывать её настроение и характер. Через кукол дети знакомились с традициями, обычаями, познавали мир.

Мы предлагаем вам изготовить куклу «Стригушка» из лыка, которая принесёт в ваш дом природный аромат и солнечный свет. Стригушка – потому что подстригали ей ладошки и подол юбки.

Для создания куклы брали все, что было под руками. А чаще всего под руками оказывалась солома, из нее за пару минут крутили Стригушку и отдавали детям, которых приходилось брать с собой на работу. Самую простую Стригушку делали прямо в поле, не используя других материалов, кроме соломы


Безымянный.png

16 октября  1793 года  в 4 часа утра королеве Франции Мари – Антуанетте зачитали смертный приговор, который был приведен в исполнение  в 12 часов 15 минут пополудни. Королева была обезглавлена на площади Согласия.  Незадолго до этого, 10 августа 1792 года  толпа, подстрекаемая революционерами, ворвалась во дворец Тюильри, перебила королевскую охрану, арестовала короля Людовика XVI и его семью, заключив их в бывшую резиденцию храмовников Тампль.  21 января 1793 года Людовик XVI будет обезглавлен в Париже.

Тюильри - дворец французских королей в центре Парижа, составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром. Дворец Тюильри начали возводить в 1559 году по приказу вдовы Генриха II. Чтобы отвлечься от горестных мыслей, она переехала в бывший замок-крепость, постепенно превратившийся в резиденцию королей. Шато Тюильри, оформленное в стиле ренессанс, вызывало у королевы приятные воспоминания о родной Италии.  Дворец Тюильри связан с важнейшими событиями Великой Французской революции. После начала волнений в 1789 году Людовик XVI  и его супруга Мария  – Антуанетта  вынуждены был покинуть ненавистный народу Версаль   и обосновались в Тюильри.

После того как к власти приходит Наполеон, он делает дворец Тюильри – «святилище монархии» – своей резиденцией, расцветающей буквально на глазах. Перед главным входом установили Триумфальную арку, а все интерьеры были переоформлены в очень модном греческом стиле.  В 1871 году, после провозглашения Парижской коммуны, дворец был сожжен, а о восстановлении не шло и речи, ведь общественность считала, что символ монархии не должен существовать. Через 12 лет пришедший в упадок одноименный сад был возрожден. Открытое для всех желающих место отдыха парижан и туристов считается одним из самых красивых в мире.

В собрании Таганрогского художественного музея находится работа кисти  Г. Г. Шмидта  «Тюильрийский дворец и сад», написанная в конце XIX века. 


Безымянный.png

15 октября на нашей планете празднуется Международный день сельских женщин,   который  призван  напомнить обществу, насколько ценен их труд.  Этот день впервые отметили в 2008 году. Идея создания праздника возникла во время женской конференции, проходящей в Пекине в 1995 году, но лишь спустя 12 лет он был официально утвержден. Цель праздника — обратить внимание на нелегкое положение тружениц села и по достоинству оценить их существенный вклад в развитие пищевой индустрии и промышленности.  И этот праздник не случаен, ведь более четверти женщин всего мира проживают в сельской местности. Они играют ведущую роль в производстве продовольствия, в развитии стабильности сельских районов. В их крепких руках находится обеспечение городских жителей продовольствием и растительным сырьем. Благодаря труду сельских женщин на прилавках магазинов каждый день появляется мясо, молоко, хлеб, масло и многие другие продукты. День сельских женщин обедняет тружениц всех профессий, проживающих в сельской местности.  Таганрогский художественный музей присоединяется к этому значимому событию  и представляет вашему вниманию работу  Н. И. Шестакова  «Сезонница-батрачка Феня», написанную  в 1929 году.

Николай Иванович Шестаков (1883-1938) – живописец, пейзажист, жанрист, портретист, педагог. Учился в МУЖВЗ, числился среди мастеров русского авангарда М. Ларионова, М. Гончаровой,  О. Розановой, И. Нивинского. Действительный член общества «Московские живописцы»,  член  ОМХ, участник 8-й выставки АХРР. Преподавал во Вхутемасе вместе с А. Осмеркиным, И. Машковым, П. Кончаловским. Был близок по стилистике к художникам группы «Маковец», а именно Н. Чернышеву, с которым поддерживал дружеские отношения.  Своеобразие  крестьянского социального портрета, созданного художником в этой работе,  состоит в том, что он глубоко индивидуализирует тип немало повидавшей на своем веку женщины-крестьянки. В ее лице, позе, в положении рук отражены следы нелегкой каждодневной работы. Но уставшая Феня открыто улыбается, именно ее настроение является торжествующим утверждением образа крестьянки. Весь изобразительный строй полотна: своеобразная композиция, широкая живописная манера, нанесенный энергичной кистью красочный слой, уверенная лепка объемов, колорит с умелым использованием тональных градаций ярких насыщенных цветов, световые блики, оживляющие фон и играющие на лице портретируемой – все создает  выразительный, запоминающийся образ.


ТХМ_ОФ_708.jpg
15 октября 1899 родился Зиновий Моисеевич Виленский - советский российский скульптор. Народный художник СССР (1980). Лауреат Сталинской премии второй степени (1948). Мастер широкого диапазона, 3. М. Виленский работал в различных видах и жанрах пластики. Особенно ярко талант скульптора проявился в области монументальной скульптуры и скульптурного портрета. Для его творчества характерны мастерская передача индивидуальных особенностей модели, тщательная моделировка, использование выразительных возможностей естественной фактуры материала.
В Таганрогском художественном музее хранится «Портрет академика В.И. Вернадского» 1964 г. работы 3. М. Виленского . 

 15 октября — день рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова.

ТХМ_ОФ_1464.jpg

В коллекции музея есть иллюстрация М.А. Зичи к поэме Лермонтова "Демон".
Произведения художника Михаила Александровича Зичи в середине XIX века пользовались огромной популярностью в России. Готье в своих записках о путешествии в Россию шутливо замечает, что русские держат Зичи только для себя. Это был достаточно своеобразный  и интересный человек. 
Родившийся 15 октября 1827 г., будущий художник  Михай Зичи (а в России его звали Михаил Александрович) получил своё образование в Венской академии искусств, изучал живопись в Италии и Франции, где и был нанят к дочери Николая I Екатерине в качестве учителя рисования. В 1848 г. вместе с великой княгиней он отправился из Парижа в Санкт Петербург. Но через год, в знак протеста против подавления «жандармом всей Европы» освободительной войны венгров, покидает двор. Оставшись в Петербурге, живёт за счёт ретуширования фотографий, бедствует, женится и вскоре вновь оказывается при царском дворе. В 1856 г. запечатлевает на холсте церемонию коронации Александра II. Через два года становится членом Русской Академии художеств. В 1859 г. получает звание «Живописец Его Императорского Величества».
В течении 30 лет  художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы, театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных. Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.
Зичи исполнил за 15 лет до 500 иллюстраций интереснейших событий из придворной жизни. Излюбленный материал, которым пользовался Зичи - акварельные краски, карандаш, растушёвка или смесь того и другого.
Имя Зичи-иллюстратора встречается с 1850-х годов. В традициях русской книжной графики в 1853 году выполнены его литографии к «Слову о полку Игореве». В начале 70-х годов Зичи обращается к иллюстрированию современных произведений русской литературы. 1860-ми годами датируется его иллюстрация к «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина и акварельный лист «Мария и Зарема» на тему пушкинского «Бахчисарайского фонтана». 
Однако славу иллюстратора ему принесли рисунки  к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон».
Поэма «Демон» при жизни М.Ю. Лермонтова по цензурным соображениям не печаталась. Полный текст был издан в 1856 году за границей, а в 1860-м году - в России. Это событие не могло не привлечь внимание художника. 
 Лермонтов отдал работе над поэмой более десяти лет. Образ Демона волновал его с юного возраста и не покидал на протяжении всей творческой жизни. Еще в стенах Московского Благородного пансиона в 14 лет поэт стал делать наброски произведения о Демоне. 
Творческий процесс был мучителен. Менялся не раз жанровый замысел: ранние стихотворные наброски перемежаются заметками, свидетельствующими о колебаниях автора между лирическим повествованием, прозой или сатирической повестью в стихах о приключениях злого духа. От редакции к редакции изменялись место действия и характер героя. И лишь к последнему варианту 1839 года окончательно определился замысел, идейное зерно которого высказалось в первой строке поэмы: «Печальный Демон, дух изгнанья...» 
М.Ю.Лермонтов изобразил падшего ангела, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – таково наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к суетным людям – вот, что движет им в непрерывной борьбе с божьим миром и усталом, равнодушном свершении зла. 
Зичи, воспитанный на классической западноевропейской литературе и хорошо знавший «демоническую» тему по произведениям Дж. Мильтона, И.-В. Гете, Дж. Байрона, был увлечен романтической стихией поэзии Лермонтова. «С тех пор, как я научился русским складам, - писал М. Зичи, - творчество Лермонтова породило во мне подлинный культ этого поэта <...> я пытался его иллюстрировать».  Эскизы  Зичи повествуют о борьбе добра и зла за душу Тамары. Рисунки постепенно составили целый цикл иллюстраций к наиболее значительным эпизодам поэмы. Намерение И.И. Глазунова выпустить в свет отдельное, с иллюстрациями, роскошное издание поэмы ознаменовало в 1879 году начало нового этапа в истории иллюстрирования Лермонтова Зичи. В 1881 году Зичи совершил несколько поездок на Кавказ, посетив места, связанные с кавказской темой в творчестве М. Ю. Лермонтова, и сделал зарисовки пейзажей и зданий. Вспоминая свою поездку, Зичи рассказывал: "Путешествуя по Кавказу с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинений Лермонтова, я был поражен необыкновенной точностью его описания местностей и строений". У Лермонтова действительно один из самых живописных языков среди писателей. Сам Лермонтов начал рисовать в три года, раньше чем писать. Он серьезно занимался живописью и был момент в его жизни, когда Лермонов колебался между литературой и живописью.
Зичи первый художник, давший жизнь лермонтовскому Демону в живописи. Этот образ стал  широко распространен в копиях, гравюрах и репродукциях. В последсвии созданный Лермонтовым Демон будет не раз будоражить воображение художников. И получит гениальное воплощение в творчестве Врубеля.

В скульптурном дворике Таганрогского художественного музея постепенно вступает в свои права осень. На смену яркому летнему ситцу, в который были одеты деревья, пришли дорогие наряды осени. Пожелтевшие листья превращаются в шуршащий под ногами ковер. Благородная красота роз уступила место скромному убранству сентябринок. В мягких лучах осеннего солнца порхают бабочки, спеша собрать сладкий нектар с последних в этом году цветов.  Бабочки олицетворяют наши сокровенные мечты. Кому же не хочется быть красивым, свободным, окрыленным счастьем! С древних времен разные народы связывали бабочек с высшими тайнами: любовь, душа, возрождение. У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует воскрешение души. В индийской легенде бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание и выпустить, то оно непременно сбудется. Славяне издревле верили: чистые души прилетают к нам дневными бабочками, возвещают радость, приносят счастье. В Японии считается, что бабочка символизирует все лучшее в жизни человека. Бабочки напоминают нам: жизнь быстротечна - зачем же тратить ее на уныние?  Принимайте каждый день как подарок, радуйтесь и дарите радость другим. В японской мифологии есть притча о юноше, поймавшем в кулак бабочку и решившим  обмануть старца. Подойдя к старцу, юноша поинтересовался у него: живая бабочка или мертвая? Глядя на молодого человека, мудрец, прищурившись, произнес: «Все в твоих руках».

Безымянный.png 

Китамура Тококу (1868-1894)

Под ветром, что утром повеял,
Природа сменила окраску.
На ветках притихли цикады,
В траве песни мошек печальны.
И в роще
Встревоженно птицы щебечут.

И в поле
Цветы загрустили о чем-то.
Увы! Только бабочка дремлет
На сломанном стебле цветочном.
О рано пришедшая осень!
Все в мире охвачено ею.

Ах бабочка, что же ты дремлешь
Здесь, в поле, на стебле поникшем?
Цветок, на котором уснула,
Тебе предназначен судьбою.
С весны до морозов осенних
Порхала ты здесь опьяненно.

Ты утром
Росой на цветах упивалась.
Под вечер
Был сон безмятежен и сладок.
О если б в нирване, в нирване
Бесследно с цветами исчезнуть!


Пока по Таганрогу гуляет золотая осень, а по музыкальным волнам шагает босиком "Девушка по городу" Бутусова, мы решили навестить Максима Горького.

Прекрасный памятник писателю работы таганрогского скульптора Валентины Руссо установлен в городском парке столь удачно, что кажется, будто Горький только что гулял по прихотливо изогнутым дорожкам - и  вдруг остановился отдохнуть под деревом...

Работы Валентины Владимировны, чье имя так дорого Таганрогу, хранятся и в музейном собрании. С ее легкой талантливой руки и начинается наша новая рубрика #ГероиПовестиСкульптурной


Дорогие таганрожцы и гости города!

Безымянный.png

17 октября с 11 до 16 часов в Таганрогском  художественном музее состоится музейный праздник, посвященный Всемирному дню хлеба.

11:00 «Хлеб вашему дому»

мероприятие  для детей младшего и среднего школьного возраста  об истории  появления хлеба, о традициях, связанных с хлебом на Руси.  

12:00  «Приключения волшебного  зернышка»

интерактивное  мероприятие для детей дошкольного и  младшего школьного возраста  о волшебном превращении зернышка в хлеб.

13:00 «Трудом взращенный»

лекция, посвященная образу хлеба в культуре и искусстве.

14:00  Киносеанс с демонстрацией научно – популярного фильма «Хлеб».

15:00  Музыкальный кинопоказ «Баллада о хлебе».

С 14:00 до 16:00   ждем вас в музейной творческой мастерской на увлекательных мастер – классах  для детей.

Праздник пройдет в историческом здании нашего музея по адресу:

ул. Александровская, 56.

Телефон для справок: 8(8634) 38-31-70


ТХМ_ОФ_2046.jpg
13 октября 1909 г. в г. Чите родился дальневосточный писатель Дмитрий Дмитриевич Нагишкин. Используя традиционные образы, сюжеты и язык устного творчества народностей Амура, Д. Д. Нагишкин создал самостоятельные оригинальные произведения. Самые известные книги автора «Сердце Бонивура» и «Амурские сказки». «Сердце Бонивура»  - роман  о становлении Советской власти на Дальнем Востоке и в Приморье, выдержал более 30 изданий, переведен на множество иностранных языков и, подобно «Молодой гвардии» А. Фадеева, надолго стал любимой книгой молодежи.

В Таганрогском художественном музее хранится  фронтиспис книги Д.М.Нагишкина "Сердце Бонивура" работы графика Ростовцева  Юрия Николаевича .  


Таганрогский художественный музей приглашает юных таганрожцев и их родителей посетить мероприятие для детей «Хлеб вашему дому», которое состоится 17 октября в 11:00. В  ходе мероприятия наши юные посетители познакомятся  с интересными фактами, связанными с появлением хлеба  у разных народов, узнают  о традициях, связанных с хлебом на Руси, узнают о самых интересных разновидностях традиционной выпечки разных стран мира.

 Мероприятие пройдет в рамках музейного праздника, посвященного Всемирному дню хлеба.  

Ждем вас в историческом здании нашего музея по адресу:

ул. Александровская, 56.

Телефон для справок: 8(8634) 38-31-70

Безымянный.png

  "Все профессии нужны"

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей...
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!

Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой,
Сбрось скорей постыдный страх. 
                         Сергей Есенин.1914 г.
10987042.jpg

Перед вами портрет  кузнеца А. В.Соболева   исполненный в 1963 г. народным художником России, основателем сальского музея Василием Кирилловичем Нечитайло. Нечитайло - художник разносторонних интересов. Его жанровые картины стали классикой русской живописи эпохи СССР. Вместе с тем он большой мастер портретного искусства, посвятивший свое творчество труду земледельца. Выходец из крестьянской семьи, художник с большой любовью пишет красивых, мужественных людей, влюбленных в свой труд, в свою землю. Каждую весну художник на 3-4 месяца уезжает в станицы и села Дона и Кубани, находит примечательных людей, своих земляков, и пишет с натуры этюды для будущих произведений. Это художник большого колористического дарования. Его картины отличаются мощным, широким мазком и яркой красочностью. 
Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, музее русского искусства в Миннеаполисе и Дрезденской галерее.

Кузнец — одна из древнейших профессий.
Из-за опасности возгорания кузнецы обычно селились на отшибе, что порождало загадочность. Кузнецы часто считались шаманами, людьми связанными с тёмными силами. В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.
Известными мифологическими персонажами являются боги кузнечного ремесла – древнегреческий Гефест и древнеримский Вулкан.
В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем. Ему может быть присуща хромота, кривизна или горбатость — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами». Владение кузнечным ремеслом приписывалось также мифическим карликам и гномам.


Я пахарь сам, и с малых лет знаком я
С заботами крестьянского труда.
Так вот: паши так ровно, чтобы в комья
Твоя не рассыпалась борозда…*
абдулла.jpg 
Этими строками Абдуллы Магомедова (1869-1937), Народного поэта Дагестана, мы открываем нашу новую рубрику #ВгостиКпоэту.
Родной для ирчи Абдуллы ( «певца Абдуллы») язык — кумыкский.  Певцом его прозвали неслучайно, поскольку Магомедов — представитель устной поэзии. Выбор такого амплуа объяснялся не только интересом поэта к фольклору (хотя и им тоже), он был вынужденным — ирчи Абдулла, который очень рано осиротел и которому выпала нелегкая доля батрака,  до 50 лет не был обучен грамоте. Уже  в зрелом возрасте он самостоятельно выучился читать и писать — и стал записывать свои стихи...
В 1925 году в кумыкской газете «Ёлдаш» появились первые публикации его произведений, которые он подписывал «Старый поэт из аула Аксай А. М.».
Сегодня Абдуллу Магомедова называют одним из основоположников кумыкской советской поэзии. Впрочем, подробнее об этом мы расскажем вам в нашей следующей публикации.
А сегодня давайте полюбуемся портретом поэта работы советского художника Николая Лакова (1894-1970), исполненным в 1937 году. Кинжал, папаха, острый взгляд больших темных глаз, изборожденный морщинами лоб… Образ поэта  получился очень живым и выразительным — кажется, он вот-вот заговорит… Будто мы и правда пришли к поэту в гости!..
 
#ВгостиКпоэту#ирчиАбдулла
 
*перевод М.Грунина

Таганрогский художественный музей приглашает юных таганрожцев и их родителей посетить мероприятие для детей

 «Аз-буки-веди, или как учились в старину»,

 которое состоится 10 октября в 12:00 по адресу ул. Александровская, 56 

Безымянный.png


11 октября в 15:00 мастер- класс
« Будет Золушке карета»
ea656682-1980-472c-af5c-83bbdf602cca.jpg
Вспоминаем любимую сказку.
Учимся усидчивости и аккуратности.
Шьём тыкву из бархата.
Интересно и познавательно проводим время в музее.

КОМУ: 8+
В: 15:00 11 октября
ГДЕ: пер. Лермонтовский,22
Остались вопросы?

Телефон для справок:36-20-50


Таганрогский художественный музей  приглашает всех желающих 17 октября посетить творческие мастер-классы, посвященные Дню Хлеба. Приходите на наш праздник «Чудо земли — Хлеб»!  Занимайтесь творчеством! 
 image.png
Телефон для справок:  8(8634) 38 -31 -70

Дорогие таганрожцы и гости города!

Безымянный.png

17 октября с 11 до 16 часов в Таганрогском художественном музее состоится музейный праздник, посвященный Всемирному дню хлеба.

Мы ждем вас на тематических лекциях, мероприятиях и мастер-классах для детей и взрослых.

Праздник пройдет в историческом здании нашего музея по адресу:

ул. Александровская, 56.

Телефон для справок: 8(8634) 38-31-70


Безымянный.png

9 октября 1704 года Санкт-Петербург впервые был назван столицей – Петр I сообщил в письме А. Д. Меншикову, что скоро намерен «быть в столицу Петербурх». История прекрасного города на Неве  берет свое начало с 1703 года, когда Петром I была заложена крепость под названием Санкт-Питер-Бурх на земле Ингерманландия, отвоеванной у шведов. В ходе Северной Войны  русская армия во главе с Петром I отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того,  чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город. Пётр самостоятельно обследовал  ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место – оно должно было находиться рядом с морем и быть пригодным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре на этом месте выросли первые укрепления. После строительства во внутреннем дворе крепости собора имени Петра и Павла, её стали называть Петропавловской. Новый город развивается очень быстро – вскоре после строительства крепости работы ведутся и на нескольких ближайших островах. Петр с самого начала задумывает Петербург как новую столицу и «окно в Европу», поэтому город намерено застраивается на манер европейских столиц.

Следующим по важности зданием стали верфи – Адмиралтейство. Основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1704 году позволило городу с первых своих дней стать крупным морским пунктом.В 1706 году началась активная застройка территорий вокруг крепости и верфей. Не дожидаясь окончания застройки,  Петр переносит столицу из Москвы в Петербург. Существует  ошибочное мнение, что название города связано с основанием Санкт-Петербурга Петром I, но это не так. При закладке город назван в честь апостола Петра, который является покровителем Петербурга и самого императора.

В 1914 году, после вступления России в Первую Мировую Войну город переименовывают в Петроград. Во многом это связано с царящими в то время анти-германскими настроениями (корень «бург» идет от немецкого – город).

В 1924 году город снова переименовывается, на этот раз в Ленинград. Город назван в честь умершего В.И. Ленина.

И только в  1991 году город возвращает свое историческое название.

Таганрог также неразрывно связан с именем императора  Петра I. Именно благодаря мощной воле Петра, поставившей «на дыбы» всю Россию, был создан и наш город.

Ну а в собрании Таганрогского художественного музея находится « Портрет Петра I»  неизвестного художника XVIII века.


ТХМ_ОФ_4367.jpg

Добрый день, дорогие друзья! Мы начинаем знакомить вас с произведениями, представленными на выставке «Все профессии нужны».

Многие поколения людей задумываются о смысле жизни. Над этим вопросом бились и философы, и простые люди. Но до истины добраться не так просто, поэтому человек стремится наполнить смыслом свою жизнь. Каждый прожитый день становится страницей в большой летописи жизни, каждый новый рассвет дает надежду разгадать свое предназначение. Хотя кто-то об этом знает с юных лет. Именно так появляются профессионалы, которых мы называем людьми призвания: врачи, строители, инженеры, художники, артисты.

Советский классик Анатолий Павлович Левитин, получил заслуженное признание как автор тематических картин и портретов. За 29 лет творческой деятельности им было написано около 40 картин и 80-ти портретов.

На выставке представлен портрет «Инженера Бориса Васильевича Фадина - гидростроителя Сибири», из наиболее известного цикла художника «Строители Сибири», в котором он запечатлел жизнь строителей Саяно-Шушенской ГЭС.

Саяно-Шушенская ГЭС — самая высокая и самая длинная арочно-гравитационная плотина в мире — 242 метра в высоту и более 1 км в длину. Проектирование и строительство Саяно-Шушенской ГЭС, стало масштабным событием в истории не только отечественной, но и мировой гидроэнергетики. Создание подобной плотины в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире.

Портрет «Инженера-гидростроителя Фадина», можно  считать  несомненной  удачей художника.  Фигура мужчины изображена  спиной к зрителю, на фоне металлических конструкций на реке, пониженного горизонта  и  необъятного  пространства сумрачного  неба. Портрет   выполнен  в сдержанной,  но  выразительной  манере   с   лаконичным  рисунком  и    емким колоритом.

Открытое лицо выглядит серьёзным и значительным. Во взгляде уверенность. Перед  нами    волевой человек, полный творческих планов, готовый к преодолению трудностей.


MyCollages (1).jpg
9 октября родился Николай Константинович Рерих (1874 -1947) — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, ориенталист, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств.

В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Кавалер нескольких российских и иностранных наград. 
Таганрогский художественный музей предлагает вашему вниманию работы "У священного огня" и "Эскиз декорации к пьесе М.Метерлинка "Принцесса Малэн".

ТХМ_ОФ_548.jpg

С 16 октября в Таганрогском художественном музее начинает работу совместный выставочный проект с Таганрогской детской художественной школой им. С.И. Блонской «Свет сквозь века», посвященный 150-летию С.И. Блонской и 155-летию А.М. Леонтовского.

Серафима Иасоновна Блонская одна из ключевых фигур в художественной жизни Таганрога конца XIX-начала XX столетий.

С.И. Блонская не только талантливая и успешная художница, получившая высокую оценку своему таланту за время обучения в Петербургской Академии художеств, но и настоящий патриот Таганрога, в котором проживала с пятилетнего возраста.

Несмотря на успешную карьеру в столице, Блонская в 1909 году переезжает в Таганрог вместе со своим супругом, русским художником, Александром Михайловичем Леонтовским. А уже в 1910 году они открывают школу рисования и живописи с курсом лекций по анатомии, перспективе и истории искусства. Школа, в которой преподавали супруги, просуществовала всего 18 лет, до смерти А.М. Леонтовского.

В 1969 году школа была возрождена, но только в 1999 году решением городской Думы города Таганрога школе присвоено имя ее основателя – Серафимы Иасоновны Блонской.

Выставочный проект «Свет сквозь века», инициированный Таганрогским художественным музеем, представит живописные и графические работы С.И. Блонской и А.М. Леонтовского из собрания музея, а также работы преподавателей и воспитанников Таганрогской детской художественной школы им. С.И. Блонской. «Свет сквозь века» как ниточка, которая объединяет заложенные Блонской художественные традиции и творчество современных таганрогских художников.


128 лет назад, 8 октября 1892 года,  в семье известного ученого, профессора Московского императорского университета  И. В. Цветаева родилась дочь, получившая при крещении имя Марина.

MyCollages.jpg

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

Через 18 лет, осенью 1910 года,  юная и никому еще не известная Марина Цветаева отнесет в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом», который явится началом ее творческого пути.

Творчество, поэзия, были для нее упорным, плодотворным трудом над своим даром. С присущей ей афористичностью Цветаева так сформулировала определение поэта: «Вдохновение и воловий труд - вот поэт». По воспоминаниям людей, близко знавших Цветаеву, она часто ходила и что-то бормотала. Она всегда хотела найти форму, чтобы было соответствие того, что она чувствовала, со словом.  Иногда она упоминает о своей работе в письмах: «Я день ищу эпитета, т.е. одного слова, день - и иногда не нахожу».

С самого начала своего  пути  в литературе  Цветаева провозгласила принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды. Она писала:  «Скажу по правде, что я в каждом кругу - чужая». В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова, а  вместе с тем - досадная обреченность жить не в основном потоке, а где-то рядом с ним, вне запросов и требований эпохи. «Может быть,  мой голос соответствует эпохе, я - нет», - писала Цветаева в 1934 году, - « Я никогда не была в русле культуры. Ищите меня дальше и раньше».

М. Цветаева - сложный поэт и по ее стихам можно понять, что такое поэзия XX века - поэзия эпохи величайших катаклизмов и революционных перемен. Во всяком культурном явлении, во всякой личности есть черты, не востребованные, а потому не воспринятые эпохой, черты, открывающиеся лишь взгляду из другого исторического времени. И сейчас, спустя много лет, поэзия Цветаевой предстает перед нами в новых  нравственных и этических аспектах.

А рябина в скульптурном дворике нашего музея  пылает  также ярко,  как сто с лишним лет назад, каждую осень напоминая нам о земном пути и великом предназначении женщины, чье имя вошло в сокровищницу русской поэзии XX  века.

А. З. Давыдов «Портрет М. И. Цветаевой», бумага, автолитография,1986 год.


Когда увидишь, лунный свет пробьется

Сквозь гущу сада, где царила мгла

Ветвей и листьев,

Вдруг сожмется сердце,

И скажешь: "Осень! Вот она пришла".

 

(Неизвестный японский поэт IX XIII в.в. )

 Безымянный.png

В. М. Чайкин «Осень».  Холст, масло, 1980-годы. 


Добрый день, дорогие друзья! Сегодня отмечается День учителя!

У многих из нас этот праздник связан с воспоминаниями о бантах, букетах и советском прошлом. Кажется, это исконно наш, советско-российский праздник. А между тем, это не так, 5 октября День учителя отмечается в большинстве стран мира. И называется World Teachers' Day.

 

И все-таки мы были первыми. Впервые праздник отметили в Советском Союзе еще в 1965 году, правда, поначалу он приходился на 29 сентября. И только через 30 лет был установлен международный День учителя.

Untitled.jpg

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

 

Уважаемые учителя, преподаватели, педагоги! От всей души поздравляем Вас с профессиональным праздником! Крепкого Вам здоровья, благополучия, творческих свершений и благодарных учеников! Спасибо Вам за Ваш труд.

 

 


Осень бывает такой разной, то ветрено-красивой, то лукаво-мглистой, то простодушно-лучезарной.  Задумывались ли вы, сколько лиц у осени? Вот и в стихотворении Маргариты Алигер,  написанном в 1954 году,  осень предстает перед нами  во всем противоречии своего непростого характера.

Безымянный.png

Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут оказать?
…А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.

Ну а в нашем  южном городе осень величава и  удивительна в своей горделивой  красоте.  Это время  умиротворенного спокойствия, тихого дождя и ярких красок.  Время падающих листьев,  которые  рисуют причудливый мягкий ковер под ногами прохожих.  Время  прогулок в парке, когда можно подбрасывать разноцветную листву  в воздух и любоваться  поблескивающими в солнечных лучах нитями паутинок.   Время  прозрачно-голубого неба, такого яркого и глубокого,  что, кажется,   протянешь руку и дотронешься до этой пронзительной голубизны.  Время  хрустального воздуха,   звонкого, как натянутая струна.  Каждый выбирает для себя свою любимую  осеннюю пору, в которую  ему легко дышать, творить, мечтать о возможном и невозможном.

Представляем вашему вниманию работу таганрогского художника О. И. Бувалко «Домик А. П. Чехова», пронизанную легкой ноткой светлой осенней грусти.  


6e6f0608-8222-41fb-a668-e42687363fca (1).jpg
Дереберя Иван Григорьевич (1923-2014) Бабушка и внучка.

Друзья, сегодня-1 октября отмечается День пожилого человека, добрый и светлый праздник, в который мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. 

Таганрогский художественный музей проводит акцию, к которой можете присоединиться и вы, наши виртуальные посетители :

 ̰-̰о̰п̰у̰б̰л̰и̰к̰о̰в̰а̰т̰ь̰ ̰п̰о̰з̰д̰р̰а̰в̰и̰т̰е̰л̰ь̰н̰ы̰е̰ ̰ф̰о̰т̰о̰-̰к̰а̰р̰т̰и̰н̰к̰и̰,̰ ̰п̰о̰с̰в̰я̰щ̰е̰н̰н̰ы̰е̰ ̰б̰а̰б̰у̰ш̰к̰а̰м̰ ̰и̰ ̰д̰е̰д̰у̰ш̰к̰а̰м̰ ̰с̰ ̰т̰р̰о̰г̰а̰т̰е̰л̰ь̰н̰ы̰м̰и̰ ̰с̰т̰и̰х̰а̰м̰и̰,̰ ̰я̰р̰к̰и̰м̰и̰ ̰ц̰в̰е̰т̰а̰м̰и̰ ̰и̰ ̰о̰р̰и̰г̰и̰н̰а̰л̰ь̰н̰ы̰м̰и̰ ̰и̰з̰о̰б̰р̰а̰ж̰е̰н̰и̰я̰м̰и̰ ̰с̰ ̰п̰р̰и̰з̰н̰а̰н̰и̰я̰м̰и̰ ̰в̰ ̰л̰ю̰б̰в̰и̰ ̰и̰ ̰п̰о̰ж̰е̰л̰а̰н̰и̰я̰м̰и̰ ̰о̰т̰ ̰в̰н̰у̰ч̰к̰и̰ ̰и̰л̰и̰ ̰в̰н̰у̰к̰а̰,̰ ̰о̰т̰м̰е̰т̰и̰в̰ ̰ ̰х̰е̰ш̰т̰э̰г̰о̰м̰ ̰#̰в̰е̰к̰ж̰и̰в̰и̰в̰е̰к̰у̰ч̰и̰с̰ь̰ ̰;̰
̰-̰п̰о̰з̰д̰р̰а̰в̰и̰т̰ь̰ ̰с̰в̰о̰и̰х̰ ̰б̰а̰б̰у̰ш̰е̰к̰ ̰и̰ ̰д̰е̰д̰у̰ш̰е̰к̰ ̰о̰т̰к̰р̰ы̰т̰к̰о̰й̰,̰ ̰с̰д̰е̰л̰а̰н̰н̰о̰й̰ ̰с̰в̰о̰и̰м̰и̰ ̰р̰у̰к̰а̰м̰и̰,̰ ̰с̰ф̰о̰т̰о̰г̰р̰а̰ф̰и̰р̰о̰в̰а̰т̰ь̰с̰я̰ ̰и̰ ̰р̰а̰з̰м̰е̰с̰т̰и̰т̰ь̰ ̰н̰а̰ ̰с̰т̰р̰а̰н̰и̰ч̰к̰а̰х̰ ̰в̰ ̰с̰о̰ц̰и̰а̰л̰ь̰н̰ы̰х̰ ̰с̰е̰т̰я̰х̰,̰ ̰о̰т̰м̰е̰т̰и̰в̰ ̰э̰т̰о̰ ̰ф̰о̰т̰о̰ ̰х̰е̰ш̰т̰э̰г̰о̰м̰ ̰#̰в̰е̰к̰ж̰и̰в̰и̰в̰е̰к̰у̰ч̰и̰с̰ь̰.̰

Подарите самым лучшим в мире бабушкам и дедушкам хорошее настроение и немного теплоты, которыми они так щедро делятся со своими родными . 
Разве может быть для них что-то ценнее , чем простые слова от дорогих внуков- я тебя люблю !

Дорогие друзья! В рамках декады пожилых людей в России мы приглашаем всех на онлайн-экскурсию по новой выставке из фондов музея "Все профессии нужны". Ну а всех неравнодушных к искусству мы ждём в залах нашего музея для личного знакомства с выставкой, на которой представлены произведения живописи, графики и скульптуры советского периода, отражающие многообразие профессий. #таганрог #художественныймузей #культураростовскойобласти #выставка #профессии #декадапожилыхлюдей



Прогуляться по залам старинного особняка, прикоснуться к истории, почувствовать прошедшую эпоху, насладиться истинными шедеврами - всё это вы можете сделать не выходя из дома!

Следите за обновлениями на нашем сайте и в информационных группах!
Мы подготовили еще много интересно!


КУПИТЬ