\n\n\n\n\n\n\n\n
   


Наши новости:

IMG-20210120-WA0008.jpg
Приближается 29 января – день рождения великого писателя – земляка Антона Павловича Чехова (1860 - 1904).
  Не секрет, что на создание уникальных произведений и пьес Чехова вдохновил Таганрог, и магия города волнует всех любителей творчества писателя на протяжении многих десятилетий, независимо от того в каком уголке земного шара они живут. И кому, как ни таганрогским художникам, дать ответ на этот вопрос. Вторая половина ХХ века особенно была богата на яркие имена художников, о которых таганрожцы продолжают говорить с такой любовью, будто они и сейчас рядом с нами. И это действительно так! Их работы, находящиеся в коллекции Таганрогского художественного музея, продолжают радовать и жителей города и гостей, рассказывая о волшебстве старинного города у моря.
  Олег Иванович Бувалко (1928 - 1991)- один из плеяды мастеров Таганрога второй половины ХХ века. Особое место в творчестве художника занимала чеховская тема. Олег Иванович неоднократно становился лауреатом городских и областных конкурсов, посвящённых Чехову - знаменитому земляку. Особенно хочется отметить лирические пейзажи с мотивами архитектуры старого Таганрога. Они вдохновляли художника, будоражили его фантазию, заставляли снова и снова возвращаться к ним («Каменная лестница», «Гостиный двор», «Домик Чехова»). Его пейзажи романтичны, в них нет ничего случайного и мимолётного. Строгий отбор форм, лаконичность композиции, выверенность всех элементов картины, исключительное чувство цвета – характерные особенности его произведений. Художник удивлял всех своим видением знаменитых мест, связанных с именем писателя. Самой популярной из созданных им серий пейзажей остается мотив домика, где родился Антон Павлович, изображенного в разное время года.
Домик Чехова - самый маленький и одновременно старейший чеховский музей в России. С маленьким глинобитным домиком связаны почти полтора года жизни чеховской семьи. Но в первую очередь это место рождения великого писателя, и таганрожцы именно здесь хотели увековечить его память.
Олег Иванович раскрыл красоту этого уникального уголка Таганрога в разное время года. Природа помогает создать ощущение праздника, радости, от понимания важности события, произошедшего здесь много лет назад. Особенно выразителен зимний домик Чехова. Пушистые белые хлопья, искрящийся снег отражает солнечные лучи. Всё это придаёт особую торжественность пейзажу. Домик нарядный и праздничный в этот морозный день, как – будто замер в ожидании грядущей радости.

Таганрогский художественный музей приглашает на мастер-класс в Творческую мастерскую  «Птицы волшебного  сада» - панно в стиле Городецкой росписи. 
 
IMG-20210120-WA0007.jpg
24 января в 12:00 вы 
сможете познакомиться   с работами из собрания ТХМ;
  и конечно же создать декоративное панно для украшения интерьера своими руками!
Запись по телефону:36-20-50
Ждём вас по адресу : пер. Лермонтовский, 22
(7+)

IMG-20210120-WA0005.jpg
Таганрогский художественный музей приглашает мальчишек и девчонок на необычный праздник, посвященный Дню рождения Антона Павловича Чехова! 
Удивительное путешествие в мир детства Антоши Чехова, интересное знакомство с героями рассказов писателя-земляка, живописные иллюстрации к его произведениям, увлекательные игры - все это и многое другое ждет участников познавательно-развлекательного мероприятия «Жизнь необычного мальчика в обычном городе». 
Мы ждем Вас по адресу: Александровская, 56. 
Предварительная запись групп по телефону: 38-31-70.

IMG-20210120-WA0004.jpg
20 января 1944 года Великий Новгород был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Через два месяца после начала Великой Отечественной войны 19 августа 1941 года Великий Новгород был оставлен войсками Красной Армии. Длинным и трудным был путь к желанной победе. Оккупация города длилась 883 дня. Операция по освобождению города от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. 20 января 1944 года советские войска водрузили красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода в результате Новгородско-Лужской операции началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда, мощное контрнаступление по всему Северо-Западному направлению. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Великий Новгород был почти полностью разрушен. Война нанесла огромный ущерб, как памятникам самого города, так и его окрестностей. Безвозвратно были разрушены памятники новгородского зодчества, расхищены ценнейшие коллекции по археологии, истории и искусству. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. В собрании Таганрогского художественного музея хранится работа народного художника РСФСР Ю. С. Подлясского «В освобождённом Новгороде», созданная в 1985 году, в год 40-летия Великой Победы.

Уважаемые таганрожцы и гости города! 
В Чеховскую декаду, посвященную 161-летию со дня рождения писателя, Таганрогский художественный музей приглашает посетить следующие мероприятия:
С 21 по 31 января в экспозиции «Три века русского искусства» пройдет акция «О чем нам расскажут картины в пенсне», которая познакомит зрителей с произведениями искусства, связанными с именем А.П. Чехова. (ул. Александровская, 56)
22 января в 15.00 состоится познавательное мероприятие для детей «Чехов сегодня и всегда» (пер. Лермонтовский, 22)
28 января в 12.00 юные гости музея узнают о детстве А.П. Чехова на мероприятии "Жизнь необычного мальчика в обычном городе". (ул. Александровская, 56)
30 января в 14.00 приглашаем на лекторий о дружбе А.П. Чехова, Ф. Шаляпина и К.А. Коровина "Пристань в Гурзуфе" (ул. Александровская, 56)
31 января в 16.00 состоится художественно-музыкальная встреча "Посылаю Вам солнце..." (пер. Лермонтовский, 22)
Ждем вас! 
ade0a895-42af-4be4-9261-c8568e0df621.jpg
Н.Н. Ливада "А.П. Чехов в Таганроге" 1989г.

Сегодня, 20 января, отмечается День Республики Крым. Эта дата установлена законом РК "О праздниках и памятных датах в Республике Крым" и учреждена в честь восстановления Крымской автономии по результатам референдума 20 январе 1991 года. 
Таганрогский художественный музей сердечно поздравляет всех крымчан с  праздником и желает процветания этому региону.
31bca7ac-d01a-48be-8dc0-e5e82d1d06e6.jpg
Бувалко Олег Иванович 
Чехов в Крыму.

IMG-20210119-WA0008.jpg
19 января православные отмечают один из великих праздников – Крещение Господне. Согласно традициям, утро верующие начинают с посещения храма, затем отправляются к проруби, вырубленной в форме креста.

После освящения воды, которая по преданиям в эти сутки имеет особенную силу, её можно было набирать в различные ёмкости и использовать в качестве оберега весь год.

С давних пор и до наших дней дошёл обряд окунаться в прорубь. Предки верили, что таким образом они смывают с себя все грехи, накопившиеся за прошедший год и рождественские праздники.
Вашему вниманию предлагаем работу "Зимний пейзаж с храмом" Пикузы Евгения Ивановиа (1937-2014)

IMG-20210119-WA0005.jpg
Сегодня в ТХМ звонко и молодо началась столь любимая таганрожцами чеховиана! 
В преддверии дня рождения Антона Павловича Чехова мы приглашаем студентов и старших школьников посетить экскурсию-тест "Город Чехова в городе Таганроге".
У нас в гостях уже побывали учащиеся Мариинской гимназии и школы N 31. Ждем Вас по адресу переулок Лермонтовский, 22. Запись групп по телефону 36- 20-50.

Добрый день, дорогие друзья! 
2831f9b5-82aa-4e2f-9efb-e41c090c1b10.jpg
Сегодня в рамках рубрики "Искусство в деталях" мы поговорим о полотне-визитной карточке экспозиции "Три века русского искусства" - картине "Девушка на карнавале" А.Н. Мокрицкого.
Аполлон Николаевич Мокрицкий — живописец, рисовальщик, автор портретов, пейзажей, картин на исторические и бытовые темы, педагог, относится к числу малоизвестных и малоизученных художников. 
Творчество Мокрицкого сформировалась на основе двух художественных школ: до середины 1830-х годов он учился живописи у Алексея Венецианова, а с 1836 года — в классе исторической живописи у Карла Брюллова (1836–1839 гг.). Произведения последнего оказали на художника особое влияние. В 1841 году на собственные средства Мокрицкий уехал в Италию повышать свое мастерство. Именно там художник написал несколько портретов молодой Марии Джиолли — героини «Девушки на карнавале». 
Картина была отмечена на художественной выставке в Риме и получила высокую оценку современников в России. Из автобиографии А.Н. Мокрицкого известно, что «За картину, изображающую итальянку в костюме чочары, бросающую цветы с балкона во время карнавала, и отправленную мною в Академию художеств, я был награжден сверх всякого ожидания. Картину, во-первых, приобрела Ее Императорское Высочество Великая княгиня Мария Николаевна…» 
В конце ХIХ века при неизвестных обстоятельствах она оказалась в семье таганрогского промышленника Палласова. Поступив в Таганрогский музей в 1920-е годы как работа неизвестного иностранного художника, она была «открыта» при реставрации только в середине ХХ века. Сегодня полотно занимает свое место в ряду широко известных произведений, созданных русскими художниками в Италии. 
На оборотной стороне холста сохранились подпись автора, а также основные сведения о полотне.

Доброй недели и легкого понедельника!
40a557e8-cfbb-489d-b423-0983433950ed.jpg
Ждем вас в новом корпусе по адресу пер. Лермонтовский, 22.

IMG-20210117-WA0002.jpg
Вот это разбушевалась погода за окном, мы то думали, что в мире совсем не осталось волшебства, и вдруг... пошел снег. Помните, как написано в повести Рэя Бредбери «Вино из одуванчиков»: «А у меня в спичечном коробке есть снежинка. Дело было ещё в феврале, валил снег, а я подставил коробок, поймал одну снежинку побольше и - раз! - захлопнул, скорей побежал домой и сунул в холодильник... На весь штат Иллинойс у меня одного летом есть снежинка. Такой клад больше нигде не сыщешь, хоть тресни!» 
 Так что, друзья, скорее берите спичечные коробки, коробочки из-под новогодних подарков и айда на улицу, наберем и наморозим снега впрок!

Новиков М. А. «Зимний парк».

Мороз и солнце - день чудесный! 
MyCollages.jpg
Погода переменчива. По музейному саду вновь гуляет солнце. А над головой ослепительная бездна голубого неба!

"Если прекрасное рядом, то и в душе нашей будет красиво!»
5cacfc66-717d-4e6e-a484-256b7f2151f0.jpg

 Новогодние праздники закончились, а Таганрог   полон гостей!  Многие путешественники стремятся  увидеть уникальную коллекцию  русского искусства 17 -20 веков, которой славится Таганрогский художественный музей. В книге отзывов, которая постоянно пополняется, запечатлены отклики благодарных   посетителей музея.
     
Из книги отзывов:
 
«Большое спасибо за экспозицию. Удивительно интересно! Хорошо, что есть такие музеи, где сохраняется добрая атмосфера,  где учат прекрасному».
 
«Удивительный музей! Музей, из которого не хочется уходить, а мечтаешь всё время возвращаться…»
 
«Я восхищён коллекцией музея! Прекрасное собрание русского искусства…Гордость переполняет за наш талантливый народ!»
 
«Каким богатством Вы здесь обладаете! Это просто чудо…Если прекрасное рядом, то и в душе нашей будет красиво!»

Дорогие таганрожцы и гости нашего города!
Приглашаем вас на незабываемый кукольный спектакль для детей об истории дымковской игрушки «Козлик - золотые рожки».
Мероприятие проводится по предварительной записи, бронирование билетов по телефону 36-20-50. 
9d6c0513-c7be-45ea-a7a6-b5ede46e3f97.jpg
Ждем вас по адресу пер. Лермонтовский, 22.

17 января - в День творчества и вдохновения -  приглашаем вас на мастер-класс «Зимние фантазии. Снегирь из фетра» (5 +). Вы познакомитесь с творчеством художника Виктора Малинки и создадите замечательный сувенир. 
Мы ждем вас 17 января в 11:00 по адресу пер. Лермонтовский, 22.
eaec0f94-2c91-4076-9bd6-9516a734c50c.jpg
Приходите в музей за вдохновением!

Таганрогский художественный музей приглашает обучающихся 7-11 классов на увлекательную экскурсию - тест по галерее стрит - арта и в мир чеховских персонажей "Город Чехова в городе Таганроге". Предварительная запись по телефону: 36-20-50.
rdkih64F5oY.jpg
Ждем вас в новом корпусе по адресу пер. Лермонтовский, 22.

"Зимняя сказка в художественном музее"
baa18f6c-07ff-42c6-add8-375700568d28.jpg
Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый наш волшебный сад,  
Снегом засыпая.

Таганрогский художественный музей приглашает детей дошкольного и младшего школьного возраста на увлекательное мероприятие "Чехов сегодня и всегда".
fvjPa3WVxqs.jpg
Предварительная запись групп по телефону: 36-20-50.
Ждем вас в новом корпусе по адресу пер. Лермонтовский, 22.
 

28c1d139-e402-44cd-bcc8-41c434d5670f (1).jpg
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.  В саду, где пели зяблики Сегодня — посмотри! — Как розовые яблоки, На ветках снегири.  Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух.

14 января 1910 года родился художник Василий Сергеевич Орлов.
Он один из старейших таганрогских художников.
Сложная, уникальная судьба художника слилась воедино с историей нашей страны и нашла отражение в его живописных незабываемых работах.
Василия Сергеевича Орлова с нашим музеем связывала многолетняя плодотворная дружба. Свой 95 юбилей он отметил персональной выставкой в Таганрогском художественном музее . Много работ было передано им в дар. В 2010 году художнику присвоено звание «Почетный член Союза художников России».
Его работы находятся в Таганрогском художественном музее, частных коллекциях в России, США, Канаде, Италии, Германии, Франции.
f60c4350-988d-42b0-94a1-742bd1b692c2.jpg
Вашему вниманию предлагаем полотно "Натюрморт с бульдонежами".

f15a89b2-8bc9-4505-80de-f367c8b1f419.jpg
9 января 2021 года в возрасте 92 лет скончался народный художник СССР Валентин Сидоров. Об этом сообщили в Московском государственном академическом художественном институте (МГАХИ) им. Сурикова на странице в Facebook:«Случилось непоправимое горе, сегодня утром, после тяжёлой болезни ушёл из жизни замечательный русский живописец, академик, прекрасный писатель, выпускник и профессор нашего института Валентин Михайлович Сидоров. Царствие Небесное и Вечная память!» Валентин Сидоров родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопенино Тверской губернии. Основное место в его творчестве занимали пейзажные и жанровые произведения. За цикл пейзажей «Дороги детства», был удостоен Государственной премии СССР. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Орденом Почета. С 1994 года он преподавал в МГАХИ им. Сурикова. В 1987-2009 годах возглавлял Союз художников России(с 2009 года – являлся почетным председателем). Его работы представлены в Третьяковской галерее, Русском музее и многих других крупных музеях России и за рубежом.В коллекции Таганрогского художнественного музея представлено произведение «Тишина» (1970)  этого прославленного мастера советского пейзажа второй половины XX века.

14 января 1710 года родился Адам Чарторыйский  - русский и польский государственный и политический деятель, глава княжеского рода Чарторыйских.  В 1795 года Чарторыйский  вместе с братом приехал в Петербург и  по милости императрицы стал офицером русской гвардии. Был  близким  другом и поверенным душевных тайн  императора Александра  I,   входил в его «негласный комитет». В 1793 году будущий император женился  на  Луизе  Марии Августе Баденской, в православии Елизавете Алексеевне. По воспоминаниям современников, Елизавета Алексеевна была  необычайно красива. Вот что писала о ней французская художница Элизабет Виже-Лебрен, которая в 1795 году была приглашена написать портрет Елизаветы Алексеевны: «Ей, казалось не более 17 лет. Черты лица её были тонкими и правильными,  а сам склад его  восхитительным.  Пепельно-белокурые волосы ниспадали на шею и лоб. Она была в белой тунике, небрежно перевязанной поясом на талии, тонкой и гибкой как у нимфы…».  Однако семейное счастье Елизаветы Алексеевны длилось недолго. Александр был увлечён придворными дамами, Елизавета нуждалась в любви. Сначала утешения она искала в дружбе с графиней Головиной,  а затем в романе с князем Адамом Чарторыйским.  Прасковья Фредро, дочь В.  Головиной, долгое время бывшая подругой Елизаветы Алексеевны, в своих мемуарах писала об Адаме: «Князь Чарторыйский… был одним из тех редких и опасных людей, которые сильно чувствуют и внушают столь же сильные чувства: их благородную и глубокую страсть выражает меланхолический взгляд, а их сдержанность и молчание говорят лучше всяких слов. Он не старался вызвать любовь великой княгини, напротив, он долго и доблестно противился её чувству, но эти усилия спасти её только подлили масла в огонь».  По словам Фредро, Чарторыйский влюбился в 18-летнюю девушку, и они оба пытались сопротивляться своему чувству, а Александр же, наоборот, подначивал своего друга: «Упрекая великого князя в неверности жене, указывая ему на опасности, которыми тот окружал её, он [Чарторыйский] слышал в ответ только скверные шуточки и советы не стесняться. (…) Всем известно, что великая княгиня оступилась. Но сколько было причин пожалеть её, простить и остаться так же преданной ей, как и моя мать!».  В 1799 году, после пяти лет бездетного брака великая княгиня Елизавета Алексеевна родила дочь.  На крещении Павел I в разговоре со статс-дамой Ливен заметил: «Сударыня, возможно ли, чтобы у мужа блондина и блондинки родился тёмненький младенец?» На что последняя ответила: «Государь, Бог всемогущ!». Недоброжелатели Елизаветы смогли возбудить в уме Павла подозрения против невестки. 12 августа 1799 года гофмейстера Чарторыйского немедленно назначают министром короля Сардинского, и уже 23 августа того же года он срочно выезжает из Петербурга в Турин. В  Россию он больше не вернулся. 
2422dfad-e4bb-4a54-a54b-f33dfffd8de4.jpg
В собрании Таганрогского художественного музея находится  «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (тип Ж.-Л. Монье), выполненный  в I половине  XIX века.

«Сын донских степей»
ffee14ab-d12e-4092-8e23-2a62af0f7b54.jpg

В шумных коридорах Московского института изобразительных искусств появился крепко сбитый парень, чернобровый, с веселым прищуром светлых огненных глаз. Студенты сразу нашли ему прозвище, которое он носил с гордостью — Казак.

Василий Нечитайло, крестьянский сын, пришел в Москву с далекого Дона.

Принес с собой просторы ковыльных степей, донское раздолье, горячую любовь к своим землякам. Свое видение мира. Его жанровые картины полны жизненной правды. Портретное искусство посвящено крестьянству.

Прекрасны и самобытны камерные деревенские пейзажи – трогательные образы родной земли.

Глубоко традиционная живопись Нечитайло имеет великолепное современное звучание. Его жанровые композиции и портреты, посвященные, в основном, людям труда, стали классикой русской живописи эпохи СССР. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, музее русского искусства в Миннеаполисе и Дрезденской галерее.

В 1977 году в городе Сальске был создан музей имени В.К. Нечитайло, куда были переданы большинство его картин.

Март не всегда бывает весенним, а как по-доброму, с любовью пишет его художник. Полюбоваться творчеством самобытного, народного художника, можно на выставке «Волшебная мозаика зимы» в ТХМ.

Нечитайло В.К. Март. 1977 г.

c26974b7-8c6a-4d7b-8267-422b4e13c7c0.jpg
… А в деревне, наверное, сейчас хорошо — тихо, тепло, уютно. Легко дышится, славно пишется, всласть мечтается…
Только деревня должна быть «правильной» — такой, как на картине чудесного художника Евгения Пикузы «Зимой в деревне». Желаем вам доброго и теплого дня, дорогие друзья! Ваш ТХМ


"Ловим сказочного единорога" - мастер - класс для детей.
Пер. Лермонтовский, 22
Запись по тел.: 36-20-50

Таганрогский художественный музей приглашает обучающихся 7-11 классов на увлекательную экскурсию - тест по галерее стрит - арта и в мир чеховских персонажей "Город Чехова в городе Таганроге". Предварительная запись по телефону: 36-20-50.
f2b8d433-61ae-4d3e-9818-644bd620d2f7.jpg
Ждем вас в новом корпусе по адресу пер. Лермонтовский, 22.

57360ff5-1895-43ea-a943-fd1556b69d5f.jpg
В ТХМ продолжает работу выставка «Волшебная мозаика зимы». На выставке можно увидеть панорамные пейзажи В.Ф. Черепахина «Снег на побережье Геленджика» и «Сибирский пейзаж». Картины весьма трогательные, одухотворенные, колоритные. И абсолютно реалистичные.

Виктор Фёдорович родился в 1939 году, рано остался сиротой, потеряв в бомбёжке родителей. Воспитывался в Таганрогском детском доме, где и увлёкся рисованием. Определившись со своим призванием, молодой талантливый парень поступает в Краснодарский пединститут на художественно-графический факультет. Не имея поддержки родителей, Виктор днём учится, а ночами разгружает вагоны. К счастью, помогали преподаватели.

После распределения уехал в Читинскую область. С 1984 года - жил и работал в Геленджике.

Работы Виктора Черепахина находятся во многих музеях России и в частных коллекциях как на территории нашей страны, так и во Франции, Японии, Греции и Германии.

Сегодня канун старого Нового года. А вы знаете, как поздравляли своих близких писатели, композиторы и художники? Давайте вспомним.

Лев Толстой поздравляя тетушку, желал ей не счастья, а утешения: «Прощайте, дорогая и добрая тетенька, тысячу раз целую ваши руки, еще раз поздравляю вас с новым годом, желая вам не счастья (слово «счастье» ничего не значит), а желаю, чтобы наступивший год принес вам не новые горести, а, напротив, такие утешения, которых вы еще не испытывали. Письмо Татьяне Ергольской, 3.01. 1852 г.

Для своей покровительницы Петр Чайковский хотел в будущем году путешествий за границу без «всяких неприятностей и невзгод»: «Мы встретили новый год с книгами в руках. Мысленно я пожелал вам, дорогой мой друг, всяких земных благ: во-первых, конечно, здоровья; во-вторых, успеха в Ваших делах; в-третьих, путешествия за границу; в-четвертых, чтобы были счастливы и довольны все близкие Вашему сердцу. Озираясь на протекший год, я должен спеть гимн благодарности судьбе за множество хороших дней. Я могу сказать, что за весь этот год я пользовался ничем не смущаемым благополучием и был счастлив. Я был все время свободным человеком. И этим я обязан Вам, Надежда Филаретовна! Призываю на Вас всю полноту благ, какие только возможны на земле». Письмо Надежде фон Мекк, 2 января 1880 г.

Антон Чехов самую живую и интенсивную переписку вел со старшим братом Александром:

«Велемудрый государь! Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом, с новым счастьем. Желаю тебе выиграть 200 тысяч и стать действительным статским советником, а наипаче всего здравствовать и иметь хлеб наш насущный в достаточном для такого обжоры, как ты, количестве. <…>Вся фамилия кланяется». Письмо Александру Чехову, 2 января 1889 г.

Антон Чехов Ольге Книппер (2 (15) января 1901 года): Поздравлял ли я тебя с новым годом в письме? Неужели нет? Целую тебе обе руки, все 10 пальцев, лоб и желаю и счастья, и покоя, и побольше любви, которая продолжалась бы подольше, этак лет 15. Как ты думаешь, может быть такая любовь? У меня может, а у тебя нет. Я тебя обнимаю, как бы ни было…Твой Тото.
66fab21b-ebb2-4b70-916a-f1fddb941687 (1).jpg
А Василий Верещагин с Новым годом не поздравлял: старый уносил слишком много сил.

eb1fd7a3-38df-429a-be3a-827616917738.jpg
«Волшебные окна чеховского пенсне».
Вот уже многие годы Таганрогский художественный музей является одной из жемчужин Юга России, хранящих в себе культурное наследие разных эпох. Музей по праву считается не только достопримечательностью, но и украшением Таганрога. Трудно представить, что в начале 19 века в городе, богатом своей историей, еще не было музея. В 1896 году Антон Павлович Чехов, как человек, понимающий значимость искусства в духовной жизни горожан, первым высказал идею создания в Таганроге музея. Неоднократно в переписке с членом городской управы П.Ф.Иордановым он подробно обсуждал программу будущего музея, обещая свою помощь и поддержку. Писатель настойчиво подчеркивал необходимость собирания наряду с краеведческими материалами «предметов, имеющих художественное значение». Первыми предметами, поступившими в городской музей, были полотна известных русских художников. Таким образом, было положено начало формирования художественного отдела городского музея. А.П.Чехов сыграл определяющую роль не только в образовании музея, но и в формировании коллекции. По настоятельной просьбе писателя многие художники передали таганрогскому музею свои лучшие картины и этюды, которые составили золотой фонд коллекции, благодаря чему стало возможным выделение художественного отдела в самостоятельный музей. И сегодня, спустя не один десяток лет, Таганрогский художественный музей проводит акцию «Чеховское пенсне» с целью привлечения внимания посетителей к этим уникальным картинам, которые неоднократно экспонировались на таких престижных выставках живописи, как «Золотая карта России», «Донское наследие», «Русская реалистическая живопись второй половины 19 века». В настоящее время музейное собрание насчитывает около 7000 ценнейших экспонатов, но полотна, попавшие в стены музея благодаря хлопотам великого писателя-земляка или написанные художниками, которые были в дружеских отношениях с Антоном Павловичем, вызывают особый трепет и интерес посетителей, поскольку помогают вспомнить истоки, самое начало формирования тех культурных богатств, которыми в 21 веке располагают таганрожцы. Накануне Дня рождения Чехова, картины, так или иначе связанные с именем писателя, сияют особым светом, светом благодарной памяти, связывающим людей настоящего и прошлого. Узнать эти шедевры в экспозиции музея можно по особому отличительному знаку - пенсне - постоянному спутнику писателя. Выбор аксессуара - символа не случаен. Ведь пенсне - это те «окна», через которые писатель смотрел на мир, восхищаясь его красотой, удивляясь человеческой жизни. Мы предлагаем всем посетителям музея окунуться в мир живописи через волшебные «окна» чеховского пенсне, побывать в прошлом благодаря произведениям искусства, чтобы осмыслить настоящее. Мы ждем вас в историческом корпусе музея по адресу ул. Александровская, 56.

0d46d185-21e4-4042-9464-9cbc46380a4b.jpg
Сегодня в России отмечают старый Новый год.  Это день,  когда нам дается второй шанс оглянуться назад и задуматься о будущем. Замечательное стихотворение Редьярда  Киплинга «Заповедь» поможет нам в этом.
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Перевод М. Лозинского)
В. И. Лубянов «Субботний день». Картину можно увидеть на выставке «Волшебная мозаика зимы» по адресу ул. Александровская, 56.

13 января - День российской печати. Поздравляем всех журналистов с их профессиональным праздником! Желаем только хороших новостей, легкой строки и веселых восклицательных знаков!
c1b50b2f-ac7d-48ae-a1aa-b9b8fdffaa9d.jpg
 Иван Дереберя "Свежие газеты" 1985 г.

12 января 1876 года родился Джон Гриффит Чейни, более известный как Джек Лондон  – один из самых любимых писателей в России. Его главным принципом была –  любовь к жизни. А курсом -  дорога на Север.
cb58f751-e939-4669-a7ff-785066cc3969.jpg
Книги Д. Лондона написаны простым разговорным языком. Наверное, именно из-за легкости чтения, понятливости и простаты его произведения стали такими популярными. Кажется все просто, однако вчитываясь, понимаешь весь глубинный смысл рассказа.

Давайте вслушаемся в его слова: «Красота — абсолютна. Человеческая жизнь, вся жизнь покоряется красоте. Красота уже существовала во Вселенной до человека. Красота останется во Вселенной, когда человек погибнет, но не наоборот. Красота не зависит от человека». И будем создавать красоту вокруг – добрым словом, красивым поступком, любовью к близким, творчеством.

Приходите в музей, на встречу с искусством! Вы удивитесь, насколько больше прекрасного вы заметите вокруг!

Авдышев Алексей Иванович. Северная деревня. 1962 г.

ced41f59-ced9-4cf5-8d88-8f41bd25d675.jpg
Василий Иванович Суриков (1848 -1916)… При одном упоминании этого имени в памяти сразу же встает образ величайшего исторического живописца, автора знаменитых полотен, посвященных переломным эпохам нашей истории. И это верно. Эти грандиозные полотна действительно часто заслоняют другие грани творчества этого художника. А ведь он был прекрасным пейзажистом, глубоким мастером портрета, лучшим, наряду с А. Ивановым и М. Врубелем,  акварелистом. Суриков много работал акварелью, и все его произведения в этом сложнейшем виде творчества: и первые опыты периода обучения в Академии художеств, и акварельные эскизы и этюды к будущим картинам, и многочисленные акварели, выполненные по преимуществу в двух жанрах – пейзаже и портрете, – отличаются самобытностью и высоким уровнем исполнения. Периодом наивысшего расцвета суриковской акварели считаются 1880-е годы, и самые замечательные ее достижения связаны с поездкой художника в Италию в 1884 году. Именно итальянские листы Сурикова, выполненные под впечатлением от первого путешествия в «страну высоких вдохновений», среди которых особенно выделяются пейзажи с изображением знаменитых итальянских городов, принадлежат к лучшим произведениям русской акварельной живописи II половины XIX века. Посетив Венецию, Милан, Рим, Неаполь, Помпеи, он создал серию акварелей, передающих особенности итальянской природы и архитектуры, представляющих присущую каждому городу красоту и неповторимость. В работах этого цикла в полной мере проявилось мастерство Сурикова, владеющего всеми возможностями акварельной техники, глубоко чувствующего ее природу, индивидуальность художника в выборе ее выразительных средств. Среди пейзажей «живых» итальянских городов особый интерес представляют и несколько листов, запечатлевших «мертвый» город Помпеи. Прогуливаясь среди древних помпейских руин, Суриков отыскал полуразрушенный, поросший травой внутренний дворик одного из домов древнего города с растрескавшимися, но хорошо сохранившимися колоннами, пристроенными к полуразрушенной стене крошечным портиком с двускатной крышей и маленькой апсидальной нишей. Под впечатлением от увиденного были написаны два пейзажа с одинаковым мотивом, упоминаемые в некоторых источниках как «Помпеи. Фонтан», в других – как «Помпея». Один из вариантов этой работы сегодня входит в коллекцию Таганрогского художественного музея. В произведении «Помпея» Сурикову удалось, используя основные свойства акварельных красок, передать светоносность напоенной солнцем воздушной среды, а сильной и уверенной лепкой формы – эмоционально выразительно представить красоту и совершенство форм античной архитектуры.  «Драгоценными жемчужинами» назвал акварели Сурикова итальянского цикла известный критик А.В. Бакушинский. К их числу с полным правом можно отнести и эту небольшую акварель, наполненную поэзией. Одну из «драгоценных жемчужин» итальянского цикла Василия Сурикова можно увидеть на выставке в историческом корпусе музея по адресу ул. Александровская, 56, которая так и называется: «Жемчужины Серебряного века».

Первые шаги по созданию в городе музея были сделаны в конце 19 века и связаны с именем А. П. Чехова. По его инициативе в 1898 году, в связи с празднованием 200-летия со дня основания города, был открыт Таганрогский городской музей, в котором был художественный отдел. Позже, в 1976 году, художественный отдел станет самостоятельным, обладающим богатейшей коллекцией музеем. 
96dc65e9-c5a3-43e7-99fa-f7129c8faff7.jpg
Мы рады пригласить вас в новое здание Таганрогского художественного музея по адресу : пер. Лермонтовский, 22

Кажется, с окончанием праздников зима тоже настроилась на деловой лад — и подарила нам бодрящий морозец!
e35caf51-cd09-45da-9cc4-7bdfc45c2d29.jpg
С настроением сегодняшней таганрогской погоды гармонирует полотно кисти Антона Шимановского «Пейзаж. Морозное утро», исполненное в 1930-х годах. Желаем вам, дорогие друзья, продуктивного дня — и чтобы в нём непременно нашлась минутка для встречи с прекрасным!

WhatsApp Image 2021-01-10 at 18.28.22 (1).jpeg
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в Таганрогском художественном музее в 12:00 и в 15:00 состоялась встреча с супергероями - «Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Донателло – были в ТХМ».

Однажды, глядя на Сикстинскую Мадонну Рафаэля Достоевский воскликнул: «Красота спасет мир!».

И поверьте, искусство действительно побеждает!  И творцы! Особенно те, которые пришли сегодня к нам в музей и познакомились с историей комикса как вида искусства. И восхитились, узнав о гениях человечества  – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буаноротти, Рафаэлем Санти и Донато ди Никколо ди Бетто Барди(он же Донателло).

Чего только стоят изобретения Леонардо! Испытывали на себе – создавая парашют и катапульту! Фрески Сикстинской капеллы! Давид! Лучезарная гармония Рафаэля!

Изучили скульптуру в экспозиции. Побывали в Риме, посетили Колизей и Римский карнавал! Увидели Каррару, место, где добывают белый мрамор, из которого творили все величайшие скульпторы мира.
MyCollages (3).jpg
И даже сумели отыскать фрески на картине в ТХМ! А Вы могли бы?

IMG-20210109-WA0000.jpg
9 января 2010 года умер замечательный сказочник и поэт Сергей Козлов. Более всего он известен сценариями к мультфильмам «В порту», «Как Львёнок и Черепаха пели песню» и, разумеется, «Ёжик в тумане». Тексты к песням в этих картинах сочинил он же.
***
Почему же это так,
Так, а не иначе:
Просто так – захохочу,
Просто так – заплачу?

Просто так – взгляну в окно,
Гляну на дорогу.
Отчего же – просто так –
Чувствую тревогу?
Выйду, погляжу на пруд,
На мостки, на ивы.
До чего красиво тут!
До чего ж… тоскливо.

Как же так? Ещё вчера
Пел и веселился…
Видно, грустный ПРОСТО ТАК
В доме поселился.

Кажется, поэтический Просто Так поселился и в цветной линогравюре​ Юрия Смолина «Туман», исполненной в 1980-м году…

Дорогие друзья!
IMG-20210107-WA0001.jpg
Рождество — светлый и красивый праздник, который дает всем людям надежду на любовь, мир, покой, на изменение жизни в лучшую сторону.

Коллектив Таганрогского художественного музея поздравляет всех с Рождеством Христовым! 

Мы желаем всем мира и счастья в душе, благополучия и взаимопонимания в отношениях. Пусть в доме вашем будет тепло, спокойно и радостно. Пусть близкие будут рядом и одаривают вас добрыми улыбками. Жизнь пусть будет богата на счастливые прекрасные события. Сердце ваше пусть наполняется любовью и благодушием!

Спасибо что вы всегда с нами!
Ждём встречи с каждым в уютных залах нашего музея!


IMG-20210106-WA0000.jpg
В 1984 году Александр Башлачев - рок-исполнитель, поэт, бард, один из наиболее известных представителей советского андеграунда написал стихи к своей песне «Рождественская»:
Крутит ветер фонари
на реке Фонтанке.
Спите, дети... До зари
с вами - добрый ангел.

Начинает колдовство
домовой-проказник.
Завтра будет Рождество,
Завтра будет праздник.

Ляжет ласковый снежок
на дыру-прореху.
То-то будет хорошо,
То-то будет смеху.

Каждый что-нибудь найдет
в варежках и в шапке.
А соседский Васька-кот
спрячет цап-царапки.

Звон-фольга, как серебро.
Розовые банты.
Прочь бумагу! Прочь перо!
Скучные диктанты.

Замелькают в зеркалах
платья-паутинки.
Любит добрая игла
добрые пластинки.

Будем весело делить
дольки мандарина.
Будет радостно кружить
елка-балерина.

Полетят из-под руки
клавиши рояля.
И запляшут пузырьки
в мамином бокале.

То-то будет хорошо!
Смеху будет много.
Спите, дети. Я пошел.
Скатертью тревога...
И. В. Соснякова «Старая берёза многое видела, многое помнит». Картину можно увидеть, посетив выставку «Волшебная мозаика зимы» в историческом здании музея по адресу ул. Александровская, 56.

Новогодние праздники в самом разгаре! Праздник это всегда подарки, поздравления и конечно же открытки! 
Представим вам открытки созданные советским художником - иллюстратором  Владимиром Ивановичем Зарубиным (1925 - 1996)
MyCollages (2).jpg

bc640d8e-46ac-4560-ae2b-78bc9477a948 (1).jpg
5 января 1762 года Пётр III был провозглашен российским императором. Сын Гольштейн-Готторпского герцога Карла Фридриха и дочери российского императора Петра I Анны Петровны. Ставшая в 1741 году императрицей его тетка Елизавета Петровна хотела закрепить трон по линии своего отца. В 1742 году она вызвала своего племянника в Петербург, крестила под именем Петра Федоровича и объявила наследником российского престола. Вскоре нашлась и невеста будущего императора  — дочь обедневшего немецкого князя – София-Фридерика-Августа.  Ангальт-Цербстская.После воцарения Петр ввел в русской армии прусский мундир, строжайшую дисциплину и ежедневные тренировки по прусскому образцу. К тому же, в апреле 1762 года он заключил с Пруссией невыгодный Петербургский мирный договор. 
Личность и деятельность Петра III долгое время расценивались историками единодушно отрицательно, однако затем появился и более взвешенный подход, отмечающий ряд государственных заслуг императора. Во времена правления Екатерины за Петра Федоровича выдавали себя многие самозванцы (зафиксировано около сорока случаев), самым известным из которых был Емельян Пугачев.

IMG-20210102-WA0001.jpg
2 января 1905 года окончилась героическая оборона крепости Порт-Артур. Порт – Артур был арендован Россией у Китая в 1898 году для укрепления сухопутных и береговых позиций. Строительство крепости было в самом разгаре, когда в 1904 году началась Русско-японская война. Осада Порт-Артура стала самым продолжительным сражением Русско-японской войны. Порт-Артур стоил противнику колоссальных жертв. Благодаря героической обороне Порт-Артура был скован весь флот противника и армия численностью около 200 тысяч человек. Сильно поредевший гарнизон крепости, оставшийся почти без боеприпасов и продовольствия, изрядно потрепал силы противника – японцы потеряли более 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей. 2 января 1905 года начались переговоры о сдаче российской военно-морской крепости Порт-Артур. Русский флот потерял почти всю Первую Тихоокеанскую эскадру, падение крепости позволило японцам освободить 3-ю армию, уничтожить русский флот, захватить 610 орудий, взять в плен 32 тысячи человек, включая больных и раненых.
Василий Васильевич Верещагин - выдающийся русский живописец легендарной судьбы и славы, великий путешественник, "отчаянный революционер", борец за мир. «Личность колоссальная, поистине богатырская — сверххудожник, сверхчеловек»,- так отзывался о нем Илья Репин. В качестве военного художника он побывал и в Самарканде, где проявил мужество и героизм, за что был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Итогом труда по материалам, привезенным из Туркестана, стала знаменитая серия «Варвары». В собрании Таганрогского художественного музея хранится авторское повторение фрагмента картины «Торжествуют» «Всадник из Самарканда», Авторское повторение было обусловлено необыкновенной популярностью «Туркестанской серии», которую сразу же после написания выкупил П. М. Третьяков для своей галереи. Картину «Всадник из Самарканда» можно увидеть в историческом корпусе музея по адресу ул. Александровская, 56.
Когда началась русско-японская война, Верещагин вновь поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. В момент гибели броненосца, чудом оставшийся в живых офицер, видел Василия Васильевича, работающего над очередным этюдом. 
В. В. Верещагин писал:
«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня».

Сегодня, 1 января, отмечает свой День рождения директор нашего музея Тамара Федоровна Пугач! Пусть этот день будет добрым, солнечным, нежным и волшебным, пусть он подарит множество дивных красок... 
63a425f2-c580-46dc-a8bb-0dc5cdff07a5.jpg
Желаем вам простого счастья
И тихой радости земной.
Пусть вас житейские ненастья
Всегда обходят стороной.
Как прежде, бережно храните
В душе прекрасные черты.
Как прежде, щедро всем дарите
Огонь душевной теплоты.
f19e249c-9ba9-45de-b527-458f6cbffd02.jpg
С уважением и сердечным теплом, коллектив сотрудников ТХМ


1 января день памяти былинного героя Ильи Муромца или, как его именуют в святцах, Илии Муромского. Родился народный герой , предположительно, около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и его жены Евфросиньи Яковлевны. С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев, которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества и защиты людей земли Русской. 
Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. 
Различные былинные богатыри, славные войны,  часто выступают героями искусства мстёры. Живопись мстёры обычно многопланова: здесь присутствуют, кроме переднего плана, дальний план, небо с облаками и т.д. Часто сюжет на шкатулке или другом изделии является настоящим рассказом о каком-то собКомпозиция миниатюр довольно условна: разномасштабные фигуры могут быть объединены событиями, которые происходили в разное время. Но условность мстёрской миниатюры имеет две тенденции: ярко выраженное реалистическое восприятие и, наоборот, отдаление от него. Принципиальное отличие Мстёры в том, что композиция разрабатывается на цветных, а не на чёрных фонах, как в Палехе. При этом присутствуют и индивидуальные особенности художественной манеры каждого мастера. 
А.А. Фролов. «Илья Муромец». Шкатулка. Мстёра. 1974 год

Пер. Лермонтовский,22
36-20-50


e4d1d9b0-99be-4dfc-8162-2040e1851cb5.jpg
Грецию называют колыбелью современной цивилизации, подарившей человечеству огромное  количество памятников культуры.  31 декабря 1869 года, за несколько часов до нового 1870 года, английский архитектор, инженер и археолог-любитель Джон Вуд обнаружил к югу от Измира на семиметровой глубине руины легендарного храма Артемиды Эфесской - одного из семи чудес света античного мира. Великолепный храм был сооружен архитектором Хейрократом в 550 году до н.э. в городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Сельчук, Турция).
В 356 году до н.э. эфесец Герострат, желая прославиться на века, поджёг великий храм. К началу 3 века до н.э. храм был полностью восстановлен. Деньги на его постройку выделил сам Александр Македонский. С торжеством христианства храм пришел в упадок, а с падением Византии его вовсе растащили на стройматериалы. То немногое, что осталось, разрушили землетрясения.
Памятники античности были излюбленной темой итальянского  художника Винченцо Ланца. Ланца писал свои пейзажи «не только как живое свидетельство славного прошлого, но и как ежедневное пространство, чётко вырисовывавшееся под ярким солнцем, которое делает цвета сверкающими».
 Винченцо Ланца родился в Венеции в 1822 году. Закончил Венецианскую академию изящных искусств. В 1848 году Ланца принял участие в революции против контролировавшей Венецию Австрийской империи. После подавления восстания австрийскими войсками, Ланца бежал в Греческое королевство, где ему, как и сотням других итальянских революционеров, правительство Константина Канариса предоставило политическое убежище. Итальянские революционеры прибывали в Грецию, как правило, через город-порт Патры, где Ланца и поселился в конце 1849 года. Через 2 года Ланца переселился в Афины. В греческой столице Ланца получил поддержку королевы Амалии. В свою очередь, король Оттон дал ему указание завершить роспись Русской церкви Афин. За эту работу российский император Александр II наградил художника золотой медалью. В собрании Таганрогского художественного музея находится несколько работ художника, представляем вашему вниманию его картину «Акрополь», написанную во II половине XIX века.

М.В. Нестеров "Голова мальчика" Этюд к картине "Святая Русь" 1902
f896618c-d3a3-4be5-af40-bdec4ab9ef6c.jpg
"В наше время наблюдается жажда религиозной цельности жизни..." П. Флоренский.
Русский модерн стал органичной составной частью "духовного ренессанса" всей русской культуры  с её стремлением пробуждать и воспитывать духовность.Наблюдался  расцвет отечественной религиозно-философской мысли. Целый ряд выдающихся русских художников: М. Врубель,В. Васнецов, Н.Рерих, М. Чюрлёнис, М. Нестеров - создали уникальные произведения на религиозные темы.
  Михаил Васильевич Нестеров (‪1862 -1942‬) - выдающийся мастер историко- религиозного и портретного жанра. Впитав в себя  религиозные воззрения своего времени,  художник создал,  одно из главных произведений отечественной живописи рубежа 19 - начала 20 века - "Святая Русь".
Сколь большое значение придавал Нестеров своему произведению, свидетельствуют слова из его письма от 26 апреля 1900 года: "картина сложная во всех отношениях, после неё хоть и на покой - всё главное будет сказано". Поиском материала для "Святой Русси" Нестеров занимался с конца 1890-х годов. Большое значение для работы над картиной сыграли творческие поездки художника в Подмосковье и особенно на Соловки, где он мог воочию наблюдать подвижническую, проходящую в трудах и молитвах жизнь монахов, любоваться суровым величием северной природы, изучать многообразные и выразительные типы паломников. В одном из писем Нестеров так описывал будущее произведение: "Среди зимнего пейзажа идут-бредут и стар и мал со всей земли. Тут всяческие "калеки", люди, ищущие своего Бога, искатели идеала, которыми полна наша "Святая Русь". Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит светлый, благой и добрый Христос с предстоящими ему святыми Николаем, Сергием и Георгием".
Правую часть полотна занимают изображения пришедших в Христу богомольцев. По своей красоте и выразительности из образы могут быть отнесены к лучшему, что было создано в русской реалистической живописи. Моделями Нестерову послужили увиденные им близ Мытищ ребятишки, монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры и близкие художнику люди. Каждого из персонажей отличают глубокая индивидуальность, своеобразие психологического состояния.
"Святая Русь", впервые показана широкой публике на персональной выставке художника в 1907 году и вызвала неоднозначную оценку в обществе. Картина понравилась императору Николаю Второму, но получила отрицательную оценку Льва Толстого. Прямо с выставки произведение было куплено для Музея Императорской Академии художеств.
Этюд "Голова мальчика" был написан в Мытищах. Художник придавал особое значение этюдам такого типа. Нестеров любил повторять: "Есть голова - есть картина, нет головы - нет картины". Лица всех его героев, даже святых, написаны им с конкретных людей. Этот мальчик центральная фигура в группе богомольцев, пришедших к Христу, его лицо освещено тихой радостью от встречи с Богом.

19d67d05-5ec3-4198-889b-bd9a4f258c75.jpg
В череде памятных дат уходящего 2020-го года есть некруглая, но значимая дата  - 98 лет назад  был образован Союз Советских Социалистических Республик. Состоявшиеся в декабре 1922 съезды Советов УССР, БССР, ЗСФСР, а также 10-й Всероссийский съезд Советов признали своевременным объединение советских республик в единое союзное государство. 30 декабря 1922 в Москве открылся 1-й съезд Советов СССР, который утвердил Декларацию об образовании Союза ССР. В ней были сформулированы основные принципы объединения республик: равноправие и добровольность вхождения их в Союз ССР, право свободного выхода из Союза и доступ в Союз новым советским социалистическим республикам. 
Б. Ф. Домашников «Красная площадь», холст, масло, 1976 год.

Дорогие друзья!


В век современных технологий совершенствуется и форма музейной деятельности. Музеи
новыми технологиями пробуют раскрыть и углубить контекст восприятия экспонатов, вовлечь посетителей в прямое взаимодействие с предметами искусства.
Технологии дополненной реальности теперь доступны и для посетителей Таганрогского художественного музея!
Постоянная экспозиция Таганрогского художественного музея зарегистрирована на платформе «Артефакт" после победы в конкурсном отборе 2020 года на разработку музейных мультимедиа-гидов на платформе «Артефакт» в рамках национального проекта «Культура» (федеральный проект «Цифровая культура»).
Теперь каждый посетитель может узнать много нового и интересного об экспонатах, просто установив приложение себе на смартфон и наведя камеру на картину.

Узнать много нового и пройти по экспозиции музея в сопровождении профессионального аудиогида возможно в нашем историческом здании, по адресу ул. Александровская, 56. 

До нового года осталось 2 дня, 7 часов , 54 минуты! Ваши ёлочки уже украшены?
723cf4dc-e121-4a5c-98d9-99f4b2c97e45.jpg
Елочное украшение. Шар. Гжель.
Поверхность украшена традиционным мотивом - гжельские цветы. Роспись кобальтом с использованием золота.

0e7b4786-f9a1-43c3-b705-28369c535422.jpg
29 декабря 1709 г. родилась Елизавета Петровна дочь Петра I и Екатерины I. Елизавета была второй дочерью в семье после Анны. Как и всякую принцессу, её обучали музыке, танцам, умению одеваться, дворцовому этикету. К восьми годам она уже умела читать. По замыслу Петра, его дочери должны были стать невестами европейских монархов, поэтому обучению иностранным языкам уделялось самое серьёзное внимание, к 16 годам Елизавета Петровна уже знала в совершенстве французский, а также говорила по-немецки и по-итальянски. Среди кандидатов на роль жениха рассматривались король Франции Людовик XV и принц Голштейн-Готторпского дома Карл-Август, однако первый предпочёл другую невесту, а второй скончался незадолго до свадьбы. После этого у Елизаветы было множество брачных предложений, но ни одно из них не привело к свадьбе. После долгого периода дворцовых переворотов, в 1741 г. она решилась взять власть и 6 декабря 1741 г., опираясь на гвардию, отстранила от власти младенца-императора Иоанна VI и его мать, регентшу Анну Леопольдовну. 
Придя к власти, основными принципом государственной политики императрица провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Она восстановила роль Сената, коллегий, Главного магистрата, ликвидировала внутригосударственные таможни. В 1754 г. по приказу правительницы была создана Уложенная комиссия для выработки нового свода законов. Комиссия разработала проекты реформ, направленных на секуляризацию церковных земель, законодательное оформление дворянских привилегий и т. п. 
На протяжении всего правления Елизаветы в стране действовал мораторий на смертную казнь.

Одним из главных символов Нового Года во многих странах мира является Щелкунчик. И вот уже два года свой Щелкунчик есть в ТХМ. Вместе с другими героями волшебной сказки Гофмана он радушно встречает юных посетителей ТХМ. А кто же он такой?
995ba950-9f5c-4575-b76c-7a298810c400.jpg
Немецкие мастера производят щелкунчиков с давних пор.

Якоб Гримм, старший из братьев, в своей книге "Немецкая Мифология" описывает традиционную роль выструганных из дерева фигурок в немецкой культуре. Щелкунчик не только колет орехи, он символизирует силу и власть, выступает в роли защитника, приносит счастье и удачу. Устрашающе лязгая зубами, он отгоняет злых духов, не давая им проникнуть в дом.

Если верить легенде, появились подобные орехоколы по прихоти одного зажиточного крестьянина, не желавшего тратить силы на раскалывание орехов. За скромное вознаграждение один из сельчан выстругал человечка, который щелкает орехи. В районе Рудных гор, на границе Германии и Чехии, с давних пор жили горняки. Чтобы хоть как-то скрасить долгие зимние вечера, а заодно пополнить доход, они вырезали из дерева рождественские пирамиды, ажурные подсвечники, щелкунчиков. Первый деревянный Щелкунчик был создан немецким столяром Фридрихом Вильгельмом Фюхтнером. Сейчас в Нойхаузене, открыт Музей щелкунчиков.

Также Щелкунчик – это  герой всемирно известного балета. "Щелкунчик и Мышиный король" - повесть-сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, впервые опубликованная в 1816 году. В 1844 году Александр Дюма (отец) предложил читателям свою версию сказки. Она потом легла в основу либретто к балету П. И. Чайковского "Щелкунчик", премьера которого состоялась в 1892 году в Мариинском театре.

Массовым производство деревянных фигурок стало в конце XIX века. В процессе изготовления традиционного немецкого щелкунчика необходимо проделать не менее 130 рабочих операций. Каждая фигурка состоит из 60 частей и делается, как правило, из бука или пихты. И расписывают щелкунчиков, конечно, вручную. Традиционно фигурку изображают в виде короля, солдата, лесника. В 1822 году появился Щелкунчик в образе Наполеона. Сейчас "ореховая миссия" возлагается и на современных героев. Например, Билла Клинтона, Гельмута Коля. Одна из недавних разработок - щелкунчик Дарт Вейдер.

02.01  15:00 «Зимний пейзаж» - мастер-класс. Рисуем кофе.
03.01  11:00 «Русский Сезанн. Жизненный и творческий путь Петра Кончаловского» - лекция.
03.01  16:00 "История Россия. Век ХХ" - экскурсия по новой экспозиции.
04.01  11:00 "Ловим сказочного единорога" - мастер - класс для детей.
04.01  15:00 "История Россия. Век ХХ" - экскурсия по новой экспозиции.
05.01  15:00 Мастер - класс для детей "Ангел - символ Рождества" 5+
06.01  16:00 "Импровизация на тему Рождества"- тематическое мероприятие.
07.01  15:00 "История Россия. Век ХХ" - экскурсия по новой экспозиции.
08.01  15:00 «Бубновый валет-110 лет!»- лекция, посвященная открытию выставки художников-авангардистов в Москве.
09.01  11:00 "Будет радуга зимой, или сон деревенской печки" - лирическая экскурсия по новой экспозиции "История России. Век ХХ".
09.01  15:00 "Падал прошлогодний снег..." - тематическое приключение по мотивам известной пластилиновой истории.
10.01  15:00"Расскажи нам сказку, Ёлка!" - новогоднее детское мероприятие с элементами театрализации.

З.Е. Серебрякова "Портрет Г.И. Чулкова" 1910. Темпера.
353a22a7-582c-4cf1-9fb2-568efba6851c.jpg
  Русский модерн был наполнен театральностью и любовью к иллюзорным эффектам.
На рубеже веков, например, очень популярным в камерных портретах, была композиция "non finito", внешней незаконченности. Художник стремился создать иллюзию быстрого создания  портрета, и  с лёгкостью уловил самое главное в образе модели.  На самом деле, это было не так, законченная работа всегда требовала проработки, но зритель об этом не догадывался, любуясь виртуозными портретами.
   Зинаида Евгеньевна Серебрякова (‪1884 - 1967‬) - одна из первых русских женщин - художниц. "Звезда первой величины" - так заметил в 1929 году известный критик В.Воинов, верно определив ценность вклада в отечественную культуру замечательной русской художницы. Дочь, знаменитого скульптора Евгения Лансере и племянница Александра Бенуа, основателя "Мир искусства", с детства проявила большой талант.  Творческое своеобразие Серебряковой, заключённое, прежде всего, в поэтическом и целостном восприятии мира, проявилось в её многочисленных произведениях, выполненных в разнообразных жанрах: в пейзажах, натюрмортах, в больших монументальных композициях, в десятках первоклассных портретов.
  Самым большим пристрастием художницы был портрет. Чаще всего обращалась к образам родных и друзей, кого хорошо знала, чей внутренний мир был для неё ясен и доступен. Это особенно имело место в 1910-е годы, когда художница жила в семейном поместье Нескучное - ставшем "страной" её творческого вдохновения. Здесь был написан портрет Георгия Ивановича Чулкова, известного в своё время писателя и драматурга.
 Г.И. Чулков был человеком исключительно тонкой натуры, окруженной ореолом романтического духа. Ко времени написания портрета он уже был известен как поэт и публицист, признанный в среде петербургской литературной и художественной элиты. Летом 1910 года Чулков знакомится с З.Е. Серебряковой и по приглашению её родственников вместе с женой гостит в Нескучном. Именно тогда художница создаёт портреты обоих супругов, выбрав для портрета Н.Г. Чулковой масло, а для Г.И. Чулкова - любимую темперу.   Для  камерного портрета поэта Серебрякова выбирает популярную композицию "non finito". Но не всё пошло так гладко, как  ей хотелось. Чулков вспоминал: "...несколько раз она принималась писать мой портрет, но, слишком взыскательная, всегда уничтожала свою работу. Только последний, кажется, четвёртый по счёту, появился на выставке в феврале 1911 года". Долгие поиски увенчались успехом. Она создала редкое по выразительности произведение. При видимой лёгкости и небрежной не законченности, что характерно для этого типа композиции, весь изобразительный строй ведёт к пониманию глубокой и неординарной личности портретируемого. Непосредственна и непринуждённа поза изображённого, выразительно положение его рук. Особенно привлекает внимание живое и обаятельное лицо молодого человека. В его глазах тонко уловлены и мечтательная задумчивость, и своеобразная меланхоличность.Серебрякова смело использует активный синий цвет (излюбленный цвет символистов), подчёркивая образную составляющую портрета.  
Сегодня он украшает галерею портретной живописи начала ХХ столетия Таганрогского художественного музея.

Дорогие друзья, новогодняя пора- самое подходящее время для того, чтобы загадывать желания... В нашем музее для этого прямо сейчас работает волшебная еловая поляна.
d5468a44-f421-4815-9e76-85b529912580.jpg
Каждая из 7 чудесных елочек приставлена к своему делу. Есть елочка, рядом с которой хорошо загадать романтические желания - чтобы в новом году встретить свою любовь, создать семью. Есть та, что поможет осуществить самые смелые творческие планы... Есть и деревца, "ответственные" за здоровье и достаток, гармонию с окружающими и успех в делах...
01dfa213-fd8c-4f12-aabe-337c0325952f.jpg
О том, как правильно сформулировать желания и запустить добрый еловый механизм по их исполнению, мы расскажем вам в музейном корпусе по адресу: переулок Лермонтовский, 22.
Приходите в музей за чудесами!)

4b761dc0-2dbf-4383-b693-a574256e0f2c.jpg

Дорогие друзья!
f3962296-517a-4a26-860f-9c98091ac1e6.jpg
Считанные дни остаются до всеми любимого праздника – Нового года. Новый год – это не просто начало нового календаря, это новые надежды, успехи, победы. 
Желаем много радости и смеха, улыбок, искренности и добра! Пусть счастьем и достатком наполняются ваши дома. Будьте здоровы, всегда с великолепным настроением, и пусть в Новом году все самые сокровенные мечты исполняются.
А уже 2 января 2021 года Таганрогский художественный музей открывает для Вас свои двери в новом году.
Все праздничные дни (со 2 по 10 января) мы работаем с 10.00 до 18.00 по нашим адресам: ул. Александровская, 56 и пер. Лермонтовский, 22.

Мы рады встречи с каждым посетителем в уютных залах нашего музея!
Каждый день Вас ждёт что-нибудь интересное!

Все мероприятия проходят по предварительной записи и с соблюдением всех требуемых мер.
Вся подробная информация по номерам: 8 (8634) 38-31-70 и 8 (8634) 36-20-50.


Прогуляться по залам старинного особняка, прикоснуться к истории, почувствовать прошедшую эпоху, насладиться истинными шедеврами - всё это вы можете сделать не выходя из дома!

Следите за обновлениями на нашем сайте и в информационных группах!
Мы подготовили еще много интересно!


КУПИТЬ